Фото: Queenmoonlite35 / elements.envato.com/ru
Вопрос:
– Может ли женщина давать уроки по Священному Корану, если в группе есть мужчины? Не является ли в данном случае харамом для мужчин голос женщин, которые читают Коран вместе с мужчинами?
Ответ:
– В ханафитском мазхабе голос женщины не входит в категорию аурат, то есть не является той частью человека, которую обязательно нужно скрывать от посторонних мужчин, если он не произносится в соблазнительной или привлекательной манере, способной вызвать фитну (искушение). Это подтверждается общими принципами фикха, где акцент делается на скромности, а не на полном запрете. В суре «Аль-Ахзаб» Всевышний сказал:
«О, жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко [с посторонними мужчинами], чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь [лицемерие]. Говорите с ними, как установлено [Шариатом]» (Аль-Ахзаб, 32).
Этот аят, хотя и адресован женам Пророка ﷺ, по аналогии учит всех верующих женщин избегать мягкости в речи, чтобы предотвратить искушение, но не запрещает сам голос.
Поэтому женщина может давать уроки по Священному Корану в группе, где есть мужчины, если соблюдаются ключевые условия:
1. Обучение должно быть направлено на получение религиозных знаний, а не являться альтернативой в виде женского преподавателя. Участие мужчин в группе, если только это вынужденная мера, ввиду отсутствия преподавателя-мужчины.
2. Соблюдение хиджаба: преподавательница и ученики должны быть полностью одеты согласно шариату.
3. Отсутствие хальва (уединения): занятия должны проходить в открытом, публичном месте (например, в классе мечети или медресе при открытой двери) в присутствии других женщин или с махрамом. Или онлайн без возможности приватного общения.
4. Взаимодействие должно ограничиваться только учебным процессом, без посторонних разговоров, смеха и т.п.
Почему женщина должна покрывать голову, а мужчина – нет?
Согласно труду «Аль-Хидая» Имама аль-Маргинани (1123–1197), Имам Абу Ханифа и его ученики отмечали, что женщина может общаться с мужчинами в образовательных целях, если речь скромна. Аналогично, Ибн Абидин (1784–1836) в «Радд аль-Мухтар» подчеркивает, что голос не аурат, но риск фитны требует осторожности – в таких случаях лучше организовывать отдельные группы.
Имам аз-Захаби (1274–1348) в своих трудах по истории ислама пишет, что жены и сподвижницы Пророка ﷺ, такие как Аиша (р.а.), передавали знания тысячам мужчин, включая Священный Коран и хадисы, без запрета. Однако хадисы о фитне, вроде «Нет фитны большей после меня для мужчин, чем женщины» (Бухари, Муслим), напоминают о необходимой бдительности. Современные ханафитские ученые, подтверждают: преподавание разрешено, но, если риск искушения высок, лучше избегать смешанных уроков.
Аллаху алям. Но Аллах знает лучше.
Муса Каримов