Может ли незрячий человек быть имамом или муэдзином?

Ответ: 

У посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) было четыре муэдзина: Билял Хабаши, Ибн Умму Мактум, Садулькараз и Абу Махзура.

В отличие от трех других Ибн Умму Мактум был полностью слепым.  Но, несмотря на это, он уделял даже большее внимание времени наступления намаза, чем Билял Хабаши. Из-за того, что во время Рамадана Билял Хабаши очень рано читал азан, постящиеся думали, что уже наступило утро, и прерывали свой сахур на половине, и поэтому посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Билял читает азан ночью, вы же продолжайте есть и пить до тех пор, пока не услышите азан Ибн Умму Мактума».

На основании этого хадиса такие муджтахиды, как имам Шафии, Малик и Абу Юсуф, вынесли решение о том, что чтение азана ночью, до наступления утра, является разрешенным. Если бы это не было разрешено, то Билял не читал бы так рано азан.

Однако имам Абу Ханифа, возразив этому мнению, сказал:

«Азан, читаемый на утренний намаз, ничем не отличается от азана, читаемого для других намазов. Чтение азана вовремя является необходимостью. Азан, который читал Билял, не был азаном утреннего намаза, этот азан читался для тех, кто до этого времени был занят поклонением, чтобы прилегли отдохнуть и чтобы те, кто еще спит, проснулись. Например, об этом совершенно ясно говорится в другом хадисе: «Пусть азан Биляла не путает вас. Он читает его для того, чтобы те, кто был занят поклонением, легли поспать, а те, кто спал, встали на сахур».

Ибн Умму Мактум, известный своей щепетильностью в том, что касается наступления времени намаза, читал азан утреннего намаза, как только появлялся рассвет, а затем, приходя к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), говорил: «Ас-салях, йа Расуляллах!».

Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) очень нравилась эта внимательность и щепетильность Ибн Умму Мактума. По этой причине, отправляясь в какой-либо военный поход, он оставлял его вместо себя имамом в Медине. Авторы книг по сире установили, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) оставлял Ибн Умму Мактума вместо себя имамом четырнадцать раз.

Исходя из этих сообщений, факихи пришли к заключению, что незрячий человек может быть имамом. В противном случае посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не оставлял бы вместо себя Ибн Умму Мактума в качестве имама.

Но, наряду с этим, некоторые алимы сказали, что выполнение незрячим человеком обязанностей имама, разрешено, но является макрухом. Так как такой человек может испытывать трудности в определении направления на кыблу, а также может не знать о том, что на его одежду попали нечистоты. Но если среди присутствующих нет более достойного для имамата человека, то в этом случае это не будет являться макрухом.

Islam-Today

Полезная инфомрация? Поделитесь ей с друзьями на facebook!

Социальные комментарии Cackle