Слово “сабеи” происходит от арамейского “саба”, что означает “крестить”. В Священном Коране сабеи (сабии, сабейцы) упоминаются в трех аятах (сура “Аль-Бакара” аят 62; сура “Аль-Маида”, аят 69; сура Аль-Хадж, аят 17).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабеям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены” (сура “Аль-Бакара” аят 62).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئُونَ وَالنَّصَارَى مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующие, а также иудеи, сабеи и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены” (сура “Аль-Маида”, аят 69).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئِينَ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا إِنَّ اللَّهَ يَفْصِلُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
“В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабеями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи” (сура Аль-Хадж, аят 17).
У мусульманских ученых и толкователей Корана всегда возникал вопрос: кто такие сабеи, и какая у них была религия? Согласно современным исследованиям сабеев можно разделить на три группы.
К первой группе относятся сабеи, чья религия считается ответвлением иудаизма. Однако сабеи выражали несогласие с некоторыми важными догмами иудаизма. Так, пророк Яхья (мир ему) несмотря на то, что жил среди иудеев, выступил против иудейских законов того времени. И в итоге иудеи его убили. Поэтому среди сабеев пророк Яхья (мир ему) является самым почитаемым пророком. По-другому эту группу сабеев еще называют “сабеи-ханифы”.
Ко второй группе сабеев относятся так называемые “мандеисты”. Мандеисты вначале придерживались веры и традиций первых сабеев, но со временем под влиянием христианства и зороастризма их религия перетерпела существенные изменения.
Ко всем пророкам они относятся по-разному: некоторых из них особо почитают, а вот некоторыми пренебрегают. Например, вместе с пророком Яхьей, они чтят пророка Адама и Нуха (мир им). А вот к пророку Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду (мир им) относятся с пренебрежением.
К третьей группе сабеев относятся те, кто не имеет ничего общего с религией сабеев. Это так называемые “идолопоклонники Харрана”, которые известны своими поклонениями звездам.
Во времена халифа Мамуна идолопоклонники Харрана стали причислять себя к сабеями, потому что те, являясь “людьми Писания”, имели некоторые привилегии. Поэтому некоторые мусульманские богословы как Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад, знали, что харранские сабеи являются идолопоклонниками, и не относили их к “людям Писания”.
Первоначально религия мандеистов считалась ответвлением иудаизма. Но из-за отрицания некоторых догм иудаизма они подверглись страшным гонениям в Палестине и были вынуждены переселиться в Месопотамию. Здесь они впитали в себя элементы местных религий - ассирийско-вавилонских верований, зороастризма, христианства и др.
Таким образом, это еще больше отдалило их от традиционного иудаизма. После присоединения мусульманами Ирака в 7 веке, мандеисты стали поддаными Арабского халифата и получили особый статус ахль аль-зимма (“люди договора”), который предоставлялся “людям Писания”.
У мандеистов имеются три священных писания - “Гинза” (“Сокровище”), ее еще называют “книгой Адама”, “Сидра де Яхья” (“Учение Яхьи”), “Коласта” (“Восхваление”).
Для религии мандеистов характерна двойственность - дуализим. Они верят, что существуют два царства: “царство света” и “царство тьмы”. Свет ассоциируется с душой, а тьма — с телом. Спасение видится ими в освобождении пришедшей из царства света и заточённой против своей воли в теле души.
Мандеисты верят, что их спаситель Мандб-да-Хайе, победивший тьму, проведёт их души через небесные сферы и вернет в царство света. Повелителем царства света является “Сверх Разум”, “Всесильный Дух” или “Господин Величия”, которого они называют “Малька де Нхура” (“Царь Света”).
Мандеисты читают молитвы царю света пять раз в день повернувшись на север: три раза днем и два раза ночью. Среди других религиозных обрядов мандеистов наиболее важным является крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Крещение призвано дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти.
Еще один важный обряд мандеистов — омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и испитие освященной воды. В этом плане эти обряды несколько напоминают христианские таинства. Некоторые обряды выполняются мандеистами в особых хижинах без окон.
Для того, чтобы человек получил спасение и заслужил царство света, кроме выполнения обрядов, он должен обрести знания и прожить нравственную жизнь. Сабеи должны постоянно носить расту - длинное белое платье, которое считается священным.
Их священники (ими могут быть как мужчины, так и женщины) на мизинце правой руки носят золотое кольцо, что выделяет их от обычных мандеистов. Мужчины могут иметь несколько жен. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью. Однако женится на предстателях других религий у мандеистов запрещено, поэтому это очень закрытая община.
Численность мандеистов составляет примерно 30 тысяч человек. В основном они сконцентрированы в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. В настоящее время мандейцы говорят на арабском языке, но тем не менее выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями, образуя отдельную этноконфессиональную группу.
Islam-Today