Ответ:
Предопределение делится на два вида: предопределение, не зависящее от нашей воли, и предопределение, зависящее от нашей воли.
Что касается первого вида, то здесь никакого влияния с нашей стороны. То есть этот вид предопределения осуществляется целиком вне нашей воли. Например, биение нашего сердца, процессы, происходящие в организме, место нашего рождения, наши родители, наш внешний вид и способности. Во всех этих вопросах мы не способны принимать какого-либо решения. И не несем за это никакой ответственности.
Вторая часть предопределения зависит от нашей воли. Какое бы мы решение не приняли, и что бы мы ни сделали, все это Аллах знал извечно, и предопределил это. Если посмотреть на это в свете заданного вопроса, то можно сказать следующее: мы ищем для себя спутника жизни, предварительно определив для себя его тип. Аллах выводит перед нами нескольких человек, обладающих теми качествами, которые нам нужны. А мы из этих нескольких человек, выбираем одного, посредством собственной воли. Аллах извечно знал, кто станет нашей супругой – это и называется предопределение, а наш выбор супруги является проявлением частичной воли и границ ответственности человека.
Но следует помнить, что существуют действия, которые мы совершаем по своей воле. Например, мы принимаем решение, что нам есть, пить, говорить, и куда ходить.
Несмотря на то, что частичная воля, присущая человеку, кажется чем-то незначительным, но она становится причиной возникновения множества крупных событий, происходящих во Вселенной.
Процессы, происходящие в теле человека, как и процессы, происходящие во Вселенной, не зависят от воли человека. Однако то, куда будет двигаться этот человек, подчинено его воле. И поэтому вознаграждение или наказание за то, куда пойдет человек, принадлежит ему самому.
Если обратите внимание, человек, который оправдываясь предопределением, говорит: «В чем моя вина?», отрицает существование воли.
Если же человек подобен пылинке на ветру, то есть если он лишен какого либо права выбора и не несет ответственности за свои деяния, то какой тогда смысл в наказании? Разве человек, который говорит так, не обращается в суд, если подвергнется несправедливости? Тогда как, исходя из его собственных убеждений, он должен сказать: «Этот человек, посягнувший на мое имущество, на мою жизнь, и на жизнь моей семьи – не виноват. Ему было предопределено совершение этого, что он мог поделать».
Если бы человек не был ответственен за свои поступки, то такие понятия, как «добро» и «зло», оказались бы бессмысленными. Не осталось бы необходимости в восхвалении героев и в унижении предателей. Так как получается, что они оба сделали эти действия не по своей воле. Однако ни один нормальный человек не станет утверждать подобного. Человек, обладающий совестью и не считающий себя пылинкой на ветру, уверен в том, что он несет ответственность за свои поступки.
Islam-Today
Если статья вам нравится, пожалуйста, сделайте репост!