Ответ:
По мнению большинства алимов, тот, кто отвергает обязательность намаза, является неверующим. Однако если человек верит в обязательность намаза, но не совершает его из лени, то такой человек не может быть обвинен в неверии.
По мнению ханафитов, человек, не совершающий намаз из лени, считается грешником и фасиком, но не считается вероотступником, до тех пор, пока не отвергнет обязательность намаза. Такого человека увещевают и призывают к покаянию. То же самое касается и того, кто не соблюдает пост в месяц Рамадан.
Доказательства ханафитов: передается от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, свидетельствующего что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, за исключением трех случаев: женатого прелюбодея, отмщения кровь за кровь, оставившего свою религию – покинувшего общину» (Бухари, Сахих, 6878; Муслим, Сахих, 1676). Исходя из этого хадиса, Абу Ханифа считал недопустимым наказывать мусульманина за не совершение намаза.
В хадисе, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху), говорится: «Тому, кто, как положено, выполнял пятикратный намаз, Аллах обещал Рай. А тому, кто не совершал намаз, Аллах не обещал ничего. Если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то простит».
Мнение маликитов и шафиитов: человек не совершает намаз по одной из трех причин: либо не признавая его обязательность, либо не придавая ему значения, либо из лени. Тот, кто не совершает намаз, не признавая его обязательности, или не придавая ему значения, является неверующим.
Доказательства маликитов и шафиитов: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он не уверовал и не совершал намаз. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (аль-Кыйама 75/31-32).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Первым делом, за которое будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, то это прекрасно. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него нафиль-намазы? Если у него будут нафиль-намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем так же поступят со всеми остальными его обязанностями».
Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто намерено отказывается от намаза, будет лишен защиты Аллаха и Его посланника».
Исходя из этих хадисов, маликиты и мафииты пришли к выводу, что тот, кто не совершает намаз, не отвергая при этом его обязательности, не становится вероотступником, но совершает преступление
Мнение ханбалитов: Тот, кто не совершает намаз, является неверующим и вероотступником.
Доказательства ханбалитов:
Джабир (радыйаллаху анху) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека отделяет от неверия намаз» (Тирмизи). В другом хадисе, переданном Тирмизи и Абу Давудом, говорится: «Между мною и лицемерами, находится намаз. Тот, кто откажется от него, станет неверующим». Исходя из этих хадисов, ханбалиты высказали мнение о том, что невыполнение намаза является причиной неверия.
Имам Вехби Зухайли после упоминания мнения всех четырех мазхабов, в своей книге «аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», сказал: «В этом вопросе предпочтение следует отдать мнению ханафитского мазхаба, так как после того, как человек произнес «Ля Иляха Илляллах», он не останется навечно в Аду, по этому поводу существуют твердые доказательства».
Islam-Today
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!