Вопрос.
Салам алейкум.⠀⠀⠀
Насколько известно мне, морские продукты разрешены к употреблению, и морской водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий. Хотел бы у вас получить развёрнутый ответ на эту тему. Джазакаллаху хайран.
⠀⠀⠀
Ответ.
Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀
На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀
Что касается амфибий, то считающие их разрешенным для употребления в пищу в качестве аргумента приводят слова Аллаха:
Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом, как лакомство и провизия [добытая] в пути. Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме («Аль-Маида», аят 96)
Слово الصيد⠀«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.
Следующим их аргументом является слова Пророка ﷺ , когда «его спросили о море (и его обитателях), он ответил: «вода – чистая, а мертвечина – дозволена».
Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами.
Доказательством ханафитского мазхаба касаемо запретности употребления в пищу амфибий является аят:
«Вам запрещены мертвечина [мясо животного, не забитого по Шариату], кровь [которая вытекает, когда происходит забой]» («Аль-Маида», аят 3).
Здесь не проводится разделительная грань между сухопутными и морскими животными.
Также в доказательство можно привести слова Всевышнего Аллаха:
[Также Моя милость – тем] кто последует за посланником, не умеющим ни читать, ни писать [то есть, Мухаммадом], пророком, сведения о котором они найдут в Таурате и Инджиле [там он был назван по имени, и присутствовало его описание]. Он будет побуждать их к добру и запрещать дурное, объявит разрешенным благое и запрещенным мерзкое...» («Аль- А’раф», аят 157). ⠀⠀⠀
А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое».
Когда посланника Аллаха ﷺ спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь), Пророк ﷺ запретил убивать их. (Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу). Когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: «Это относится к «мерзкому».
⠀⠀⠀
Что касается аята, который не принимающие мнения ханафитов приводят в качестве аргумента, то он в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом: «охота», упомянутом в аяте, подразумевается процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается, поскольку это то, в отношении чего производится действие.
Давать общий смысл этому слову (чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что неприемлемо, если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀
Более того, (если все же допустить использование вторичного значения, то) слово «الصيد» (другое значение слова الصيد - «дичь») используется в отношении таких животных, которые являются дикими или недосягаемыми, поймать которые не представляется возможным, поскольку вероятность того, что такое животное либо улетит, либо убежит, крайне велика. Следовательно, это возможно только в процессе охоты, а не после того, как животное будет поймано.
Ведь впоследствии пойманное животное, в сущности, будет считаться мясом, а не дичью по причине утраты значений «дикое животное» и «недосягаемое животное». ⠀⠀⠀
Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀
«Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме» (Аль-Маида, аят 96).
Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама в данном случае касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился, или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят, определенно, не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀
А Пророк ﷺ, когда говорил: «А мертвечина моря дозволена», имел в виду исключительно рыбу. Доказательством этого является также слова посланника Аллаха ﷺ: «Нам (мусульманам) дозволено (для употребления в пищу) два вида мертвечины и два вида крови (то, что напоминает сгусток крови). Что касается мертвечины, то – это рыба и саранча, а кровь – это печень и селезёнка».
Таким образом, Пророк ﷺ сам пояснил значение выражения «два дозволенных вида мертвечины» и определил её как рыбу и саранчу, стало быть, и тем видом мертвечины моря (упомянутой в предыдущем хадисе), которая дозволена, может быть только рыба, то есть хадис «А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀
⠀⠀⠀
А Аллах знает лучше.
С уважением, муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин.