Мы предлагаем читателю обзор высказываний Ибн Таймийи о посещении могил, сгруппированных нами по пунктам и опровержение каждого из них.
1. Мнение Ибн Таймийи: Нельзя предпринимать путешествие, особенно длительное, с целью посещения могилы, мавзолея и подобных мест. Это харам, потому что в хадисе «Ля тушадду-р-рихал...» («Не отправляйтесь в путь...») запрещается отправляться в дорогу с целью зийарата, кроме как для посещения трех главных мечетей Ислама. Когда сподвижники Пророка салляллаху аляйхи ва саллям были в Шаме, то они не посещали могилы, даже могилу Ибрахима Халиля.
Опровержение: Чтобы объявить что-то запретным (харам), нужно твердое доказательство далил-и кат’и. А для объявления запретным посещения могил такого доказательства нет. В хадисе «Ля тушадду-р-рихал...» («Не отправляйтесь в путь...») говорится о том, что нельзя предпринимать путешествия в отдаленные мечети для совершения намаза. К посещению могил этот хадис отношения не имеет. В этом хадисе содержится отрицание, а не запрет. Сподвижники Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, находясь в Шаме, не совершали зийарат могилы Пророка Ибрахима Халилуллаха (если это еще и достоверный факт), возможно, по той причине, что не знали ее месторасположения. Собственно говоря, месторасположение могилы единственного Пророка известно точно - это могила Мухаммада салляллаху аляйхи ва саллям. Кроме того, поступок какого-то человека не является веским с религиозной точки зрения доказательством. Если какое-то действие не было совершено, то это не означает, что его и нельзя совершать. Это основа.
2. Мнение Ибн Таймийи: Во время Исры и Мираджа наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям не посещал могилы ни Пророка Ибрахима аляйхиссаллям, ни могилу Мусы и других Пророков.
Опровержение: Во время Исры и Мираджа нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям не доставляли к какой-то могиле! Он был вознесен на небеса, чтобы стать там свидетелем бесчисленных чудес Аллаха. Помимо этого, Мухаммад салляллаху аляйхи ва саллям в ту ночь наблюдал, какое положение занимают Пророки на небесах. Видеть давно умерших Пророков, предшествующих ему, разве это не своего рода зийарат могил?
3. Мнение Ибн Таймийи: Сподвижники Пророка не совершали зийарата пещеры на горе Хира или других мест, связанных с нашим Пророком салляллаху аляйхи ва саллям.
Опровержение: Тот факт, что сподвижники не посещали пещеру на горе Хира и другие связанные с Пророком места, не имеет отношения к зийарату могил. Достоверные предания подтверждают, что, например, Ибн Умар радыяллаху анху посещал те места, где бывал наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям. Когда он выходил в дорогу, то, оставив короткие пути, предпочитал следовать той дорогой, по которой шел Пророк салляллаху аляйхи ва саллям. Он отдыхал там, где отдыхал Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям, и совершал намаз там, где наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям его совершал.
4. Мнение Ибн Таймийи: Нет ни одного достоверного хадиса о посещении могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям. Все хадисы, в которых говорится об этом или недостоверные (даиф), или придуманы.
Опровержение: Утверждение о том, что хадисы о зийарате могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям недостоверны (даиф), в высшей степени нелепо. Если отвергать и такие хадисы, то не останется ни религии, ни благочестия.
5. Мнение Ибн Таймийи: Во времена сподвижников Пророка ни в Хиджазе, ни в Шаме, ни в других областях не было ни могилы какого-то Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, ни мавзолея, для зийарата которых люди приходили бы не то чтобы издалека, но даже из близлежащих мест.
Опровержение: Утверждение о том, что во времена сподвижников не существовало обычая посещения могил, не соответствует действительности. Люди всегда посещали могилу нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям. Мы уже сообщали выше, что досточтимый Билял Хабаши для такого зийарата приходил даже из Шама, а Умар бин Абдулазиз отправлял специального человека для зийарата и приветствия Посланника Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям.
Объявлять сейчас, что зийарат могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, который все мусульмане на протяжении веков совершали с великой любовью и воодушевлением, является не более чем нововведением и заблуждением, по крайней мере, недальновидно и жестоко. Да и сам Ибн Таймийа прекрасно знает, что в душе мусульман после Дома Аллаха (байтуллах) кроме благословенной могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям нет другого такого места, которые было бы окружено таким почитанием и священным трепетом.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"