Фото: nsamenvato/ elements.envato.com
Ваххабизм возник как религиозно-политическое интеллектуальное движение под руководством Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба ан-Наджди, пропагандировал его ибн Абд ал-Ваххаб с религиозной точки зрения, а Мухаммад ибн Сауд – с политической и правительственной точек зрения.
Один из них стремился распространить свои идеи и сделать их догмой, а другой стремился утвердить свою власть и правление. Их начало было печальным и сомнительным, поскольку в их землях, Саудовской Аравии, вспыхнули войны и бои, которые были известны среди сторонников ваххабизма как «походы шейха Ибн Абд ал-Ваххаба», как они сами называли их.
Мы сами не называем это так, а ученые Саудовской Аравии сами назвали это «военными походами шейха»!
Если спросишь их: с кем воевал Ибн Абд аль-Ваххаб со своей армией? Они скажут тебе: он атаковал армии заблуждения, язычества и неверия, которые проживали в землях Неджда, а также в Рияде, в двух Харамах (Мекке и Медине), в Йемене и других местах.
Это было дурное начало в истории этого движения, которое не знает ничего, кроме такфиризма, не умеет ничего, кроме обвинения в язычестве и заблуждении, давшее основу для расхищения имущества и посягательства на честь мусульман.
И самое ужасное в её черной истории: она назвала себя «государством единобожия и призыва к нему». Я не знаю, какое именно единобожие принёс Ибн Абд ал-Ваххаб спустя более тысячи лет после начала ислама?!
Находилось ли действительно в неверии население Земли до того, пока не пришёл Ибн Абд ал-Ваххаб и не «исправил» их вероучение? И действительно ли жители двух Святынь, жители Египта, Шама, Йемена и других просторов исламского мира были признаны неверными, как считают ваххабиты, когда они воевали с ними и считали их кровь дозволенной?
Все это представляет реальность, сложившуюся среди ваххабитов, однозначно подтверждённую как старшими, так и младшими среди них. Они считают, что неверие охватило всю землю, Ибн Абд ал-Ваххаб был послан, чтобы защитить единство веры, и что Всевышний Аллах сохранил веру посредством него. Они открыто заявляют об этом, не испытывая стеснения.
Это не преувеличение с моей стороны, и не клевета на них, а скорее их собственные слова, которые они повторяли во всех уголках исламского мира, на востоке и на западе.
Ибн Абд ал-Ваххаб даже сравнил свою борьбу против последователей ислама с борьбой Пророка ﷺ против язычников, говоря: «Я узнал, что посланник Аллаха ﷺ воевал с ними, чтобы вся религия была только ради Аллаха, и все жертвы были только ради Аллаха, и все клятвы были только ради Аллаха, и все взывания о помощи были обращены только к Аллаху, и все виды поклонения были для Аллаха.
И я понял: их признание единобожия в господственности (таухид ар-рубубия) не вводит их в ислам, и их целью [поклонения] являются ангелы, пророки и святые, шафаата которых они ищут, а также приближения ко Всевышнему Аллаху посредством них, что делает дозволенными их кровь и их имущество. Тогда-то я и познал истинное единобожие, к которому призывали посланники, и которое язычники отказались признать».
Так Ибн Абд ал-Ваххаб и его последователи понимали значение единобожия. Он стал уподоблять поклонение язычников, которые открыто признавали своё поклонение языческим божествам, как указано в словах Всевышнего:
«Мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» («аз-Зумар / Группы», 39:3),
тавассулю посредством Пророка ﷺ, благородных сподвижников и угодников Всевышнего Аллаха. Таким образом, он приравнял тавассуль через Пророка ﷺ и праведников, [на дозволенности которого] сошлась умма как саляфов, так и халяфов, к тому самому ширку, из-за которого согласно его утверждению вёл борьбу Посланник Аллаха ﷺ с жителями Мекки!
Так ведь Посланник Аллаха ﷺ является для нас средством приближения ко Всевышнему Аллаху, также, как и молитва, закят и хадж. И как же странно, что эти люди разрешают посредничество через праведные дела, но не разрешают через самого благородного пророка и величайшего Посланника ﷺ!
Более того, я слышал, как один из них проповедовал с досточтимой пророческой кафедры, в записанной и опубликованной проповеди, говоря в своей мольбе: «О Аллах, помилуй нас ради наших больных, и помилуй нас ради наших животных», повторив это много раз. Таким образом, тавассуль больными и животными для них допустим, но сказать: «О Аллах, помилуй ради нашего Пророка» у них является ширком! Пречист Ты [о Аллах от любых недостатков]! Ведь это – великая клевета».
Неужели они считают, что их больные и животные более достойны, чем Посланник Аллаха ﷺ? Или они считают, что их молитвы более возвышенны и более дороги перед Аллахом, чем Его благородный Посланник? И что Коран, пост, хадж и прочее приближают их к Аллаху более, чем Его любимец аль-Мустафа ﷺ? Если они скажут: «Не это имелось в виду», мы скажем: «Но именно так и получилось». Вскоре мы приведём все тексты, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.
Затем, самым большим преступлением в речах Ибн Абд ал-Ваххаба является его представление о том, что благородный Посланник ﷺ воевал с язычниками только потому, что они язычники, что является ошибочным представлением и невежеством.
Кто такие ваххабиты?
Фото: ellinnur/ elements.envato.com
Посланник пришел призывать к Всевышнему Аллаху с добротой, и он не воевал с теми, кто отрицал его только из-за их неверия и недостатка веры, а воевал с ними потому, что они вели борьбу с ним и начали применять насилие и агрессию.
Мы не знаем ничего о том, чтобы он был послан, чтобы убивать язычников и тех, кто отвергал его призыв в отличие от убеждений Ибн Абд ал-Ваххаба и его последователей. Ислам и мусульмане в своей истории отвергают это. Такой же способ мышления у ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»), Аль-Каиды (запрещенная в России террористическая организация) и подобных экстремистских групп. Я прошу Всевышнего Аллаха наставить их или избавить умму от их вреда. Аминь.
И вы увидите на следующих страницах, как ваххабиты проливали кровь людей, нарушали их честь и расхищали их имущество на основании данного вопроса, и как они совершили великое преступление против ислама.
Однако, прежде чем об этом говорить, я бы хотел представить некоторые общие сведения о ваххабизме, его происхождении и позиции ученых этой уммы по отношению к нему. Это поможет современным мусульманам понять масштаб заблуждений, которые привнес ваххабизм в идеализацию и возвеличение своих лидеров, прежде всего Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба.
И чтобы наши студенты и молодежь знали, что ученые мусульманской общины сошлись на отторжении этой идеологии после того, как им стало ясно её плохое и искаженное учение, и они написали десятки книг об этом как на востоке, так и на западе.
Ваххабизм – что это?
Фото: Ислам-тудей
Родился Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб в 1111 году по хиджре в поселке Аль-Уяйна в Неджде, который расположен недалеко от современного города Эр-Рияда. Он вырос там, читал Коран и учился у своего отца. Его дом был домом знания, как сказали историки.
Затем он совершил хадж и посетил Медину. После этого он переехал вместе с отцом в Хураймаль, одну из деревень Неджда. Когда отец умер, он вернулся в Аль-Уяйну. К моменту его смерти Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб ещё не достиг зрелости, и он продолжал обучаться у учёных своей местности.
Однако уже на этом начальном этапе он начал активно выступать с призывом к одобряемому и запрету порицаемого, как он сам это видел. Несомненно, что преждевременное взятие на себя роли призывающего и запрещающего людей прежде углубления в знаниях возымело вредные последствия. Как же могло быть иначе у такого ученика, как Ибн Абд ал-Ваххаб, который еще не обладал достаточными знаниями, но уже начал выдвигать новые идеи и отвергать устоявшиеся? Это не наши вымыслы о нём, а мнение Ибн База, который сказал: «Шейх отправился за знаниями в Ирак, направившись в Басру, где встретился с учёными, взяв у них те знания, что пожелал Аллах. И там он начал призыв к единобожию Аллаха и призывал людей к Сунне. Он показал людям, что обязанность всех мусульман – получать свою религию из Корана и Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Он дискутировал и обсуждал эти вопросы с учеными».
Из книги «Явные доказательства в опровержении ваххабизма» («аль-Кавашиф аль-Джалийа»)
Ибрахима Ша'бана аль-Муршиди аль-Азхари