Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 4. Во хвалу ‘Умара б. Хаттаба1, повелителя правоверных (амир аль-му`минин) (да будет доволен им Аллах!)
Гордостью суннитов во [всем] мире
Был ‘Умар б. Хаттаб, несомненно.
Та ошибка его была, в сущности, богоугодным делом,
Ибо с нее все это началось (букв. открылись эти двери)2.
Совершались им завоевания на пути религии,
Каждое [из них] на своем месте весьма избранным [было]3.
Справедливость его восторжествовала в мире,
Несправедливости стало в мире меньше, о многомудрый!
Справедливый и умный повелитель правоверных,
Чистый телом, чистый душой и благочестивый.
В военных походах, посте, хадже и закяте,
Весьма усердствовал он в этих качествах.
Не он ли вырвал шайтану глаз,
А также связал его бечевой по рукам и ногам?
В нем вскипало рвение [во имя] ислама,
Взял [он] яд и выпил, словно шербет4.
Подобный ему покоритель многобожников
Не появился [еще] на свет и не появится.
______________________________________
1. Абу Хафс ‘Умар б. аль-Хаттаб аль-‘Адави аль-Кураши (585–644) – один из видных сподвижников Пророка и второй праведный халиф мусульман, правивший в 634–644 гг.
2. Умар, который до принятия ислама был весьма суровым и жестоким человеком, был до 616 года в числе самых ярых противником ислама. Когда курайшиты сговорились убить пророка Мухаммада за не прекращавшиеся призывы отойти от религии предков и прекратить поклонение идолам, именно ‘Умар первым вызвался исполнить задуманное ими. По дороге к Мухаммаду он узнал о том, что его родная сестра и с мужем стали мусульманами. Вернувшись домой, он застал их за чтением Корана и стал в ярости избивать своего зятя, однако, успокоившись, и сам ознакомился с Кораном и заинтересовался исламом. Вскоре он отправился к пророку Мухаммаду и засвидетельствовал перед ним и мусульманами свою веру (см.: Табакат аль- кубра, 3/267; Далаиль ан-нубувва, 2/93).
3. В годы правления ‘Умара (634–644) мусульманские владения стали распространяться за пределы Аравии, велись войны с Византией и Сасанидским Ираном. В этот период были захвачены южная Палестина и Хира в южном Ираке, затем был взят Дамаск, после чего вся Сирия перешла в руки мусульман. В 636–637 гг. произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии, в котором мусульманские отряды одержали победу над войском Сасанидского Ирана, затем пала летняя резиденция персидского царя Ктесифон в Ираке, что фактически предрешило окончательное завоевание Ирана. После завоевания Верхней Месопотамии арабы вторглись в Иран и одержали победу при Нехавенде (642). В 639 г. арабские войска под командованием арабского военачальника Амра б. аль-‘Аса вторглись в Египет, а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте.
4. Аллюзия на известный сюжет о том, как ‘Умар принял в дар от византийских послов бутыль с ядом и, не взирая на предупреждения мусульман, выпил его со словами: «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного», не понеся никакого ущерба для своего здоровья. В авторитетных мусульманских источниках зафиксирован только аналогичный случай, произошедший с Халидом б. Валидом и посланцами персов в Хире (Ах- мад б. Ханбаль. Фадаиль ас-сахаба. Т. 2. С. 815).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.