Таджвид – это правильное произнесение букв, его соблюдение является обязательным, а тот, кто его не соблюдает, является грешником. Причина этого в том, что Коран был ниспослан с этими правилами, и таким образом дошел до нас. То есть, таджвид это такая наука, которая изучает правильное произношение слов и букв Корана при его чтении, и обязывает читающего соблюдать эти правила. Сама по себе эта наука является фардом кифая, но соблюдение этих правил при чтении Корана является фард-айном.
[В «Василят ас-Сагада» сказано: «Знай, что ошибки может допускать только то человек, который знает правила чтения Корана, причем ошибкой считается только та, ошибка, которая совершена непреднамеренно. Причинами ошибки в этом случае могут быть быстрое чтение, заплетание языка, недостаток воздуха и пр. Что же касается того человека, который не знает правил чтения Корана и не старается их постичь, то, то его ошибки не считаются ошибками, это является неверным чтением по причине невежества.
По этому поводу, в риваяте от имама Абу-Хафс Кабира и других ученых приводится, что неграмотный должен день и ночь прилагать усилия для того, чтобы постигнуть правила чтения Корана, хотя бы на столько, чтобы выполнять обязательную часть молитвы, которой является чтение.
Если этот человек не будет стараться изучать правила чтения Корана, то для него нет никаких поблажек, если же он не способен читать правильно, то ему разрешается совершать свою молитву не читая в ней Коран». В «Фатиха ал-Фатиха» сказано: «Изучение правильного произношения букв, при чтении Корана является фардом"
В «Кифая ал-Мубтади» по этому поводу сказано: «Не следует пренебрегать напевным чтением (тартиль), во время чтения Корана. Читающий Коран должен чувствовать и проявлять разницу между словами «Халик» (создатель) и «махлюк» (создание). Именно поэтому необходимо стараться изучить «таджвид», и исправлять свои ошибки при чтении Корана. Каждый должен стремиться избавить себя от греха, который он совершает, при чтении Корана с ошибками.
В «Шарх ал- Мукаддима» сказано: «Соблюдение правил таджвида при чтении Корана является фардом, поэтому чтец должен стремиться исправлять свои ошибки при чтении Корана. То же, кто не преднамеренно не соблюдает эти правила, или пренебрегает ими, тот является грешником, именно в отношении такого человека в хадисе пророка с.г.в. сказано: «Среди чтецов Корана есть такие, которых Коран проклинает»».
В «Муршид ат-Талина» сказано: «Знай, что самым важным фардом, после веры в Аллаха, является совершение молитвы, но этот фард будет действителен только в том случае, если в ней читается Коран. А для правильного чтения необходимо изучить правильное произношение букв и правила чтения. Если человек это не соблюдает, то обязательно допустит ошибки при чтении».
В «Тухфат ас-Сахина» сказано: «Для человека, познавшего основы религии нет ничего ценнее, чем молитва. Однако, она будет неверной, если в ней не читается Коран, но его следует читать так, как он был ниспослан. А для этого необходимо изучить правильно произношение букв и правила чтения».
В «Маджмаг ал-Кавагид» сказано: «Каждый мусульманин должен изучать как правильно читать Коран, для этого ему необходимо обратиться к знатоку. Никто не имеет права быть самоучкой, так как это грозим ему адским наказанием. В одном из хадисов по этому поводу сказано: «Кто, читает Коран согласно своему мнению, пусть ищет себе место в аду. Возможно, среди чтецов Корана есть такие, которых Коран проклинает». В «Дакаик ал-Коран» сказано: «Полноценность молитвы связана с чтением Корана, а полноценность чтения зависит от знания правил таджвида».
В другом месте этой же книги сказано: «Согласно мнению величайшего имама4 , пустословие и запретное развлечение является грехом и неверием. Также и неверное чтение Корана, причем и чтец, и слушатель, оба грешны. Исходя из этого на разрешается изучение Корана без учителя, ведь это способствует большому числу ошибок при чтении Корана, кроме этого человек может выучить суры и аяты неверно, в обоих случаях он будет грешен».
В «Джавахир» сказано: «Неграмотный человек должен непрестанно стараться исправить свое чтение, и довести его до идеального, если же он оставит свое усердие, то его молитвы будут считаться не действительными так как то, что он читает уже не будет считаться Кораном, а будет считаться обычной человеческой речью».
В «Джавахир ал-Ислам» сказано: «Неграмотный должен проявлять усердие в изучении правил таджвида, и постараться изучить хотя бы столько, сколько достаточно для совершения молитвы.
И тому, кто ищет истину достаточно того, что мы здесь привели, ему достаточно цитат, доводов и ответов, что же касается упрямцев, то для них не будет достаточным даже если им прочтут все небесные писания. В одном изречении говорится: «Умному достаточно даже намека, а глупцу не достаточно даже подробного разъяснения».
Также в одном образном примере сказано: «Тот, кто не видит при свете дня, то не увидит при свете лампы». О Аллах покажи нам истину истиной, и помоги нам следовать за ней, а также покажи нам ложь ложью, и отдали нас от нее. О Аллах, упокой нас верующими и сделай из числа праведников.
Выдержки из «Тухфат ал-Ахбаб фи таждвид калами ар-Рабб» (Подарок любимым (о правильном чтении книги Господа) Габдрахима Утыз-Имяни