В Вести своей повелел Творец вселенной: «Такого человека считай хуже осла»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 253. Заповедь и завет вести дружбу и приятельство с духовными людьми, а бездуховных людей избегать и опасаться
У кого в сущности нет человечности,
Того дивом считай, хоть он и человек.
Есть у него форма, но нет у него сути,
Мужчинам и женщинам от него [лишь] тяготы.
Хоть и кажется по форме он человеком,
Не человек он, а подобен хвосту ослиному.
В Вести [своей] (Коране – прим. ред.) повелел Творец вселенной:
«Такого человека считай хуже осла»1
Хотя все мы из основы единой, однако
То, что в основе [своей] плохо, не считается хорошим.
Ищи человека с благородным происхождением, ибо он счастливым является,
Влюбленным, праведным и смелым является.
Если обругаешь его, он мольбу произнесет,
А если обидишь [его], то не обидится он, клянусь Аллахом.
Среди людей он подобен мускусу,
Аромат его вдыхают и стар, и млад.
Благороднейшим из людей также он является, несомненно,
Оттого, что благородным происхождением обладает изначально.
Словно соль, никогда не портится тот святой,
Благое от дурного в тебе также он различает.
___________________________________________
1. Отсылка к кораническому аяту: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (62:5).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
"Целые мозги" предпочтительней красивых бровей
В современном мире добро и зло перемешались друг с другом подобно знакам инь-ян – стертые грани, конец одного переходит в начало другого. Тем самым мир оправдывает то сравнение, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал земной жизни – он, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил ее с помойной ямой.
Понятно, что помойная яма – это не пригодное место для человека, уважающего и заботящегося о своей душе. Однако в силу ограниченности выбора самое полезное, что может сделать такой человек для себя, – это быть избирательным и благоразумным.
-
Хасан Басри: Не обвиняйте в ошибках других!
– О потомок Адама! Истинно верующий, несмотря на все свои благие деяния, в страхе встречает рассвет. Ибо это неотъемлемое качество подобных людей. И вечер он встречает с этими же чувствами в сердце. Он всегда пребывает между двумя страхами: он не знает, что его ждет за грехи прошлого и что его ожидает в будущем. Не знает, каким будет его последний предсмертный миг. Он всегда размышляет над ответами на эти вопросы.
-
Бурак в трактовке Ислама
Ислам учит верить с чистым сердцем в чудеса, творимые Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего!). Многие праведные дела сотворены по воле Аллаха и даны через Пророка. Для мусульман таким чудом является вознесение Пророка к Аллаху на бураке. Существо, которое молниеносно перенесло Пророка из Мекки в Иерусалим, в Сирию.
-
Хиджаб: надевать или нет?
Уже в свои 14 я задумывалась о хиджабе. Хотя тогда, я не чувствовала с ним особую связь. Мои родители не заставляли меня носить его. Мои двоюрдные сестры и я часто надевали хиджаб по особым случаям, во время семейных праздников и религиозных мероприятий. Я знала, что хиджаб – это правильно, а достижение половозрелого возраста – отличная возможность, чтобы начать носить его не только по праздникам. Но все же в моей душе была тень сомнения.
-
Как возникла традиция совершать тасбих с четками?
В одном из аятов Корана Аллах всевышний повелевает нам восхвалять Его по утрам и вечерам. А в хадисах нам рекомендуется после каждого намаза произносить тридцать три раза тасбих, тридцать три раза тахмид, и тридцать три раза такбир.
-
Каким должно быть идеальное утро мусульманина?
ИНФОГРАФИКА
-
Какая судьба постигла 5 старейших Коранов в мире?
Самый ранний экземпляр, который был выставлен в Британском музее во время Всемирного исламского фестиваля 1976 г., датирован концом второго века. Однако существуют также большое количество написанных на папирусе разрозненных фрагментов Корана, которые датированы...
-
Какое поклонение совершать в ночь Исра и Мирадж?
Приближается благословенная ночь Исра и Мирадж, и у многих верующих может возникнуть вопрос: какое поклонение совершать в эту ночь?