В гневе познается мягкость человеческого характера

Один человек пришел к Абу Хурайре (р.а.) и спросил у него:

– Ты Абу Хурайра?

– Да, – ответил Абу Хурайра (р.а.).

Значит, это ты тот человек, который украл траву для изготовления красок.

После этих слов Абу Хурайра (р.а.) взмолился:

Йа Рабби! Если этот человек говорит правду, помилуй меня. Если же он говорит неправду, то помилуй его.

Затем Абу Хурайра (р.а.) произнес: «Посланник ﷺ велел нам так просить прощения за тех, кто совершает несправедливость» («Аль-Халиса»).

Надо мягко обращаться с людьми, несмотря на все зло, что они тебе причинили. Лукман (р.а.) говорил так: «Три вещи познаются благодаря этим трем вещам:

1. В гневе познается мягкость человеческого характера.
2. На войне познается его мужество и героизм.
3. В нужде познается истинность его дружбы.

Одного человека с мягким характером однажды побили. Он не рассердился, не стал отвечать тем же.

– Почему ты не разгневался? – спросили у него. Он же ответил:

Того человека я поставил на место камня, о который я ударился ногой.

Махмуд аль-Варрак (р.а.) говорит: «Я считал своим долгом хорошо относиться к виновным. Люди бывают либо достойными, либо низкими, либо нормальными. Когда встречаю человека, обладающего более высоким достоинством по сравнению со мной, я закрываю глаза на его вину. Что же касается человека низкого, то перед ним я замолкаю. И так оберегаю свою честь и достоинство. А если говорить о таком же нормальном человеке, как я сам, то также не буду смотреть на его недостатки и буду прощать. Ведь прощающие всегда обладают преимуществом».

Иса (а.с.) однажды проходил мимо группы иудеев, которые что-то ему сказали, ища повода для ссоры. А Иса (а.с.) отвечал им по-доброму.

Почему ты так поступаешь? – спросили у него.

Каждый отдает то, что имеет, – ответил Иса (а.с.).

У Ибрахима б.  Адхама (р.а.) спросили:

Радовался ли ты хоть раз чему-либо в этом мире?

Ибрахим б. Адхам (р.а.) ответил:

Да, случалось два раза. Первый раз – это когда я сидел, подошел кто-то и помочился на меня. Во второй раз я тоже сидел, кто-то подошел и дал мне пощечину.

Маʻруф-и Кархи (р.а.) однажды собирался брать тахарат. Он положил мусхаф, который держал в руках, и снял пальто. В это время подошла какая-то женщина и забрала его мусхаф и пальто. Когда женщина стала удаляться, Маʻруф-и Кархи (р.а.) крикнул ей вслед:

Эй, женщина! Я – Маʻруф-и Кархи. Есть ли у тебя сын, который будет читать мусхаф?

Нет у меня сына, – ответила женщина.

Есть ли у тебя муж? – спросил Маʻруф-и Кархи (р.а.).

Мужа у меня тоже нет, – сказала женщина.

Если так, то верни мне мой мусхаф, а пальто пусть остается у тебя, – промолвил Маʻруф-и Кархи (р.а.).

Как-то раз одна женщина так обратилась к Малику б. Динару (р.а.): «Эй, показушник!»

Малик сказал на это:

Эй, женщина! Ты нашла моё имя, утерянное жителями Басры.

Ибрахим б. Адхам (р.а.) шагал по пустыне, как ему встретился один воин и спросил:

Где город?

Как ценить благодать Аллаха
«Когда-то жили трое людей из сынов Израиля, один – больной кожной болезнью, второй – лысый, а третий – слепой. Чтобы испытать их, Всевышний послал к ним ангела».
09.12.2021
4069

Ибрахим б. Адхам (р.а.) вместо города показал тому человеку кладбище. Тот вооруженный человек сильно разгневался и, ударив Ибрахима б. Адхама (р.а.) по голове, ранил его. Когда воин прошел немного дальше, кто-то вышел ему навстречу и крикнул:

Что ты наделал!? Тот человек, которому ты нанес рану по голове, это один из захидов (аскетов) Хорасана Ибрахим б. Адхам (р.а.).

Воин тотчас вернулся и попросил прощения за содеянное им.  Ибрахим б. Адхам (р.а.) сказал воину:

Когда ты ударил меня, я попросил за тебя у Всевышнего.

Почему же Вы так сделали? – спросил воин.

Когда ты ударил меня, я понадеялся получить за это саваб, и поэтому не хотел, чтобы ты сделал для меня что-то доброе, и не хотел сам причинить тебе зло.

Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) занимался портновским ремеслом. У него был один постоянный клиент из огнепоклонников. Каждый раз, делая какой-нибудь заказ, он расплачивался вышедшими из оборота деньгами.

В один из дней в лавке портного оказался лишь один подмастерье. Явился тот огнепоклонник и снова предложил в оплату за полученный заказ вышедшие из оборота деньги. Но подмастерье не согласился на это, и язычник был вынужден расплатиться настоящими деньгами.

Когда Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) вернулся в лавку, подмастерье рассказал ему, что произошло между ним и огнепоклонником. Абу Абдуррахман Хайят (р.а.) сказал своему подмастерью:

Нехорошо ты сделал. Он всегда так поступал со мной, и я в ответ лишь терпел и забирал у него вышедшие из оборота деньги, чтобы он не обманывал других, а затем бросал эти деньги в колодец («Шарх-и Хутаб»).

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle