"У любви нет ни начала, ни конца. Любви все равно – что верующий, что неверный!"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира
Глава 77. Описание любви
Ленивых любовь проворными делает,
Земные творения до небес возносит.
Если [это] лиса, то делает ее подобной льву,
А если кто-либо лишен отваги, храбрым его делает.
Любовь не имеет дел, [но] заставляет [делать] дело,
Выводит из колючки цветник жемчугоносный.
Железо и сталь делает подобными воску,
Шам разгрому подвергает, делает подобным Руму.
У любви нет ни начала, ни конца.
Любви [все равно] – что верующий, что неверный!
Сколь много больных здоровье [обрели] благодаря ей,
Что есть любовь? Подобна [она] свече, которая ко всему лицом обращена.
Какое дело любви до неверия и веры?
Более того, обоих она стыдится и стесняется.
Тепло ее превосходит тепло огня,
Огонь делает она безвредным словно вода.
[Когда] была любовь, сотворение мира [еще] не произошло.
Пришла любовь и открыла двери творения.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Я ношу хиджаб и я не угнетена
С юных лет я ношу хиджаб и если бы мужчины увидели меня на улице без него, это стало бы позором для моей семьи. Я не понимаю почему весь мир придирается
-
Праздники ислама
В праздниках ислама есть особая духовность и относиться к ним стоит также особенно.
Самые большие два праздника в мусульманстве – это Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Первый, праздник разговения, Ураза-байрам знаменует завершение поста в Священном месяце Рамадан. В первый день празднования совершается утренняя общая молитва в мечете. Далее следует само разговение, то есть, трапеза. Верующие приветствуют и поздравляют друг друга: «Ид мубарак!». Следует подать беднякам от каждого члена семьи, обновить одежду, нанести визит родственникам, друзьям и посетить могилы предков.
-
Этот грех не удастся искупить даже раскаянием
Если человек говорит о том, чего не видел и не слышал, о чем ничего не знает, что он видел, слышал и знает об этом, то это называется...
-
Сколько аятов нужно читать после аль-Фатихи в намазе?
В первых двух ракаатах фард-намазов после суры аль-Фатиха следует читать как минимум три...
-
Читается ли сура "Фатиха" в молитве за имамом?
Хазрат Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах) пишет в своей небольшой книге "Мебда' ва Ме'ад": «Я знал, что в молитве чтение Корана (кираат) является фардом. Да и в хадисе говорится, что нет молитвы без Фатихи. Поначалу я не мог понять все причины, побудившие ханафитов вынести решение - читать в совместной молитве из Корана только имаму, а джамаату в это время слушать молча.
-
Что по Исламу ждет женщину после развода?
С приходом ислама поменялось отношение к женщинам, ислам гарантировал им определенные права и свободы. В частности, Всевышний Аллах установил в Коране положения, касающиеся брака и развода...
-
Тот, кто прочитает эту суру в пятницу, будет защищен от Даджаля
Будучи мусульманами, мы должны опасаться зла, которое несет Даджаль, и быть готовы защитить себя от его фитны...
-
Забытое, но очень красивое татарское имя для знатного мужчины
Мужчина с таким именем крайне основательный. Он ничего не делает «спустя рукава» к любой задаче подходит с максимальной самоотдачей и старается извлечь из своего опыта и умений максимальную пользу не только для себя, но и для окружающих.