Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм.
Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
Тысяча и один хадис: «Одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином»
От Убаййа ибн Ка‘ба: «Однажды пророка Мусу (а.с.), обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?», и он ответил: «Я – самый знающий», однако Аллах не одобрил то, что не отнес обладание знанием к Нему. И Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей живет один из рабов Моих, который знает больше, чем ты!»
Муса (а.с.) спросил: «О, Господь мой, как мне найти его?» − и ему было сказано: «Положи в корзину рыбу и отправляйся в путь, а раб этот будет там, где ты потеряешь ее».
И он отправился в путь вместе со своим молодым слугой по имени Йуша‘ ибн Нун, который нес рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю.
Узнав об этом, Муса (а.с.) и его слуга удивились, а потом они снова двинулись в путь и шли остаток ночи и весь день. Когда настало утро, Муса (а.с.) велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы устали в пути», а до того, как он миновал то место, куда ему было велено идти, Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе».
Услышав это, Муса (а.с.) воскликнул: «Этого-то мы и хотели!», и они вернулись назад по своим следам, когда же добрались до той скалы, увидели человека, облаченного в одежды (или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды).
Муса (а.с.) поприветствовал его, а аль-Хызр спросил: «Откуда в твоей стране знают о таком приветствии?»
В ответ Муса (а.с.) сказал: «Я – Муса».
Читайте также: Колодец печали: кто будет туда сброшен?
Он спросил: «Муса из Бану Исраиля?», и Муса (а.с.) ответил: «Да», а затем спросил его: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня знанию о прямом пути, которому ты обучен?»
Он ответил: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной, о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь иным знанием, также дарованным тебе Им и неведомым мне».
На это Муса (а.с.) сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления». И Муса (а.с.) с аль-Хызром отправились в путь по берегу моря, поскольку у них не было корабля.
А вскоре неподалеку от них проплывал какой-то корабль, и они попросили моряков взять их на борт. Аль-Хызр был знаком этим людям, и они взяли их, не потребовав никакой платы.
Через некоторое время прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. Увидев это, аль-Хызр сказал: «О, Муса, знание, полученное тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько та малость воды, что уместилась в клюве этого воробья, уменьшила море!»
А потом аль-Хызр подошел к одной из досок корабля и выломал ее из борта. Муса (а.с.) сказал: «Эти люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?»
Аль-Хызр сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?»
Муса (а.с.) сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл».
Так Муса проявил забывчивость в первый раз во время этого путешествия.
Читайте также: Что мы знаем о семье Пророка Мухаммада ﷺ?
Они снова двинулись в путь и через некоторое время увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хызр схватил его за голову сверху и оторвал ее своими руками, а Муса (а.с.) воскликнул: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал?!»
В ответ ему аль-Хызр сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?»
И они вновь отправились в путь, а когда пришли к жителям одного селения, попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. В этом селении они увидели готовую рухнуть стену, которую аль-Хызр выпрямил своими руками, а Муса (а.с.) сказал ему: «При желании ты мог бы получить за это плату», на что аль-Хызр ответил: «Это значит, что мы должны расстаться».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да помилует Аллах Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил больше терпения, и тогда нам больше рассказали бы о них!»
Из книги ‘Умара Дияуддина «Зубдатуль-Бухари»
Примечание: Согласно преданию, аль-Хызр сделал пробоину на корабле по той причине, что хозяева лодки были бедными, а там, куда они направлялись, находился один злодей, который силой отбирал все исправные корабли. Однако он не стал бы отбирать лодку с пробоиной в борту.
Родители мальчика, которого убил Хызр, были верующими. Став взрослым, этот непослушный ребенок принудил бы их к неверию. Хызр попросил Аллаха дать им благословенную дочь и избавил от этого мальчика.
Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и Аллах пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад.
Фото: shutterstock.com.