Терпение или синдром «бесконечного страдальца»?

Что такое жизнь для верующего человека? Бесконечная боль, испытания, страдания, страх не соответствовать задумкам Всевышнего или всё-таки жизнь – это жизнь, со всеми её взлётами и падениями, с радостью от поклонения Всевышнего и наказанием за проступки, попытки достичь довольства Всевышнего и жизнь в соответствии с предписаниями Ислама? Каким должен быть образ мыслей у мусульманина, чтобы и себе не усложнять жизнь излишне, и другим показать красоту и простоту нашей религии? Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Взгляд верующего человека на события своей жизни в самой своей основе отличается от общепринятых убеждений. Если верующий посмотрит на свою жизнь, предопределённую ему Аллахом, на решения Аллаха, будучи убеждённым в Его совершенной Мудрости, в том, что решения Аллаха лишены недостатков, он придёт к умиротворению и довольству предопределением Аллаха.

Вспомните слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Как удивительно положение верующего! Поистине, всё в его жизни является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (хадис передал Муслим).

Праведные учёные говорили: «Беды и несчастья нужно воспринимать как благо, так как они очищают от грехов и приводят человека к терпению, за проявление которого он получает вознаграждение. Когда человек сталкивается с подобным, он становится активнее в поклонении, чаще обращается к Аллаху, чувствует свою слабость и потребность в Господе. Предположим, что человек был из числа грешников, то ему необходимо, чтобы Аллах облегчил его наказание в мире ином посредством бед и лишений в мире этом. Поэтому терпение является обязательным для каждого, кого постигло что-либо из испытаний. И кто будет стойко терпеть, выполняя тем самым свою обязанность, тот получит полноценную награду Господа».

Однако этот аспект отнюдь не говорит о том, что человек должен просить Всевышнего Господа послать ему испытания и страдания для того, чтобы получить великую награду за проявленное терпение. В хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (хадис передал Ахмад).

Важно не впасть в одну из крайностей и не начать просить Аллаха о наказании в этом мире, в надежде на избавление от наказания в мире ином. Ведь человек может просто не вынести свалившихся на него испытаний. Посланник Творца (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал свою умму от подобного поведения. Однажды он пришёл навестить человека, который очень тяжело жил, совсем исхудал и стал похож на цыпленка.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Разве ты не обращаешься с мольбами к Аллаху, разве ты не просишь у своего Господа?» Тот ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (хадис передал Муслим).

А вспомните слова Абу Бакра, который говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть».

А что же такое терпение? Терпение – это удержание себя от страстей, от всего, что уклоняет от пути Всевышнего и превращает в животное. Когда человек отказывает себе в выполнении желаний, запрещённых по Шариату, лишает себя каких-то удовольствий ради Всевышнего Аллаха, проявляет терпение, такой человек, конечно же, возвышается перед Всевышним Аллахом.

Но это лишь одна сторона вопроса. А как же быть с теми, кто всю свою жизнь считает одной большой болью и злом, страшась сделать шаг, чтобы не навлечь на себя гнев нашего Создателя? Но ведь Аллах априори не может быть злым и зло не присуще Ему. Об этом говорит и хадис:

«Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”» (передал Ахмад).

Всевышний не ставит Своей целью закрутить всему человечеству гайки, и Он не возлагает на нас сверх наших же возможностей. Просто есть такая категория людей, которые на протяжении всей своей мирской жизньи находятся в напряжении, в постоянном ожидании испытаний. Для них страдания, переживая, депрессии – неотъемлемая составляющая этой дуньи. И дело тут не в испытаниях или наказании за прошлые проступки.

Зачастую такие люди способны одну неудачу или трагедию переживать всю оставшуюся жизнь. Они как бы цепляются за неё и не хотят отпустить. Психологи, когда начинают работать с подобными пациентами, чаще всего обнаруживают, что их подопечному просто нравится страдать.

Однажды на человека наваливаются проблемы, и он начинает их переживать. Сначала он активно сопротивляется душевной боли и пытается её преодолеть, но в какой -то момент устаёт и начинает плыть по течению этой боли, а затем он начинает находить плюсы в своём депрессивном состоянии.

На самом деле, депрессии очень любит наш нафс и ненавидит наша устремлённая к свету душа. На этом этапе пассивная позиция начинает представляться для «страдальца» комфортной по ряду причин: бездействие, возможность предаваться лени, оправдывая себя наличием жизненного кризиса. Положение жертвы людей или обстоятельств притягательно тем, что перед тобой все виноваты и, как следствие, тебе все вроде бы как должны.

Нахождение в привычном депрессивном состоянии кажется ещё и безопасным, потому что к тому, что есть, ты, вроде, уже привык, а того, что будет (чем бы это не оказалось) на всякий случай боишься; окружающие проявляют о тебе заботу и это приятно – отказываться от этого не хочется. Если внимательно разобрать каждую из причин, то мы увидим, что все они максимально эгоистичные.

Но поверить в это довольно сложно поскольку находящийся в депрессии человек реально разрушает и своё здоровье, и свою жизнь, и свою духовность. Саморазрушение, которое доставляет извращённое удовольствие и от которого так тяжело отказаться – вот чем по сути является затянувшаяся депрессия.

Как правило, синдрому «бесконечного страдальца» подвержены новообращённые мусульмане, скептики, религиозно безграмотные или обиженные чем-то или кем-то люди. Они видят везде только проблемы, а в окружающих их людях замечают только греховные, отрицательные стороны, часто называя всех вокруг грешниками и заблудшими. Такое поведение не даст ничего хорошего не только для самого мусульманина, но и для всей уммы.

Найти выход из этого очень легко – всё уже было описано в Коране, оставлено нам в Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Проявите красивое терпение, воспитайте в себе благой нрав. Ищите в каждом человеке хорошее, не делайте выводов, основываясь на своих домыслах или предположениях. И улыбайтесь, ведь улыбка – это Сунна.

Ильмира Гафиятуллина

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle