
Фото: Ислам-тудей
Мать Писания: тайны суры «Фатиха»

Артикль «аль» в начале слова «аль-Хамд» в этом аяте подчеркивает совершенство хвалы; то есть это означает самую совершенную хвалу. Это значит, что хвала Аллаха адресована Ему. Восхваления пророков и тех, кто достиг степени святости (вилаят), также принадлежит Аллаху.
Иначе говоря, восхваление и прославление, будь то в Его собственных словах или в опосредованной форме, исходящей от ангелов, людей и других существ, на самом деле принадлежит Аллаху, который является Махмудом (хвалимым), Мамдухом (восхваляемым) и истинным Ма’будом (объектом поклонения). Не случайно, Аллах Всевышний говорит:
«Нет ничего, что не восхваляло бы Аллаха своей хвалой» (аль-Исра, 44).
По мнению суфиев, хвала – это раскрытие совершенства Аллаха, который достоин восхваления. Его совершенство проявляется в Его качествах, действиях и творениях. Давуд Кайсери говорит: «Хвала происходит посредством слов, действий и состояний».
Хвала словом – это восхваление языком. Хвала Всевышнему Аллаху языком Его пророков или так, как Он хвалит Себя. Восхваление действием – это совершение телесных деяний поклонения и добра, надеясь на милость Аллаха и обращаясь к Нему.
Человек должен восхвалять Всевышнего языком, должным образом благодарить всеми органами своего тела и быть благодарным в любых обстоятельствах. Поистине, Пророк ﷺ сказал: «Хвала принадлежит Аллаху во всех обстоятельствах» (Абу Давуд, Адаб, 91; Тирмизи, Адаб, 2).
Это возможно только в том случае, если каждый телесный орган используется в соответствии с предписаниями шариата, в соответствии с тайным смыслом его создания. Это происходит через служение Аллаху. Подчинением божественному повелению, не оставляя ничего на долю нафса.

Фото: Ислам-тудей
Состояние (халь) и благодарность (шукур) достигаются духом и сердцем через обретение знаний, совершенства в поступках и божественной нравственности (ахляк иляхи). Людям было предписано следовать божественным моральным принципам, чтобы моральная зрелость укоренилась в их душах.
В сущности, хвала – это восхваление аль-Хакком самого себя в состояниях, называемых мазахир (удостаиваниями), таких как проявление (таджалли), обнаруживание (зухур) и раскрытие (тафсиль). Потому что эти проявления и удостаивания не являются чем-то иным, кроме аль-Хакка.
Восхваление словами аль-Хакком Его сущности в «Джам-и Илахи» (Божественном собрании) происходит посредством слов, которыми описываются Его совершенные качества в Божественных книгах. Восхваление аль-Хакком самого себя через действия – это демонстрация Его совершенства в красоте и славе на месте проявления Его имен и качеств путем перехода из мира сокровенного в обозримый мир, из невидимого (батыйн) к явному (захир), от знания к реальности.
Восхваление аль-Хакка самого себя через состояния (халь) также является первым проявлением Его священного света. Это и есть проявление извечного Нура. В состоянии единства Он является и Хамидом, и Махмудом – и восхваляющим, и хвалимым.
Перевод смыслов Корана: «Мы оживляем мертвых и записываем все, что они совершили»
В случае тафсиля (раскрытия) ситуация такова, как описано в этом стихотворении:
Пока занавес не поднялся, я всё думал,
что я поминаю Тебя и благодарю Тебя.
В свете ночном я стал свидетелем,
что Ты и Мазкур, и Зикр, и Закир
(и поминаемый, и поминание, и Тот, Кто поминает).
Каждый, кто хвалит другого, признает наличие у этог человека тех качеств, за которые он его хвалит, и знает, что такое признание требует доказательства.
Хвала (хамд) также охватывает значения прославления (сана), благодарности (шукур) и превознесения (медих). Поэтому восхваление Аллаха выражено словами «Лилляхи», благодарность – словами «Раббиль-алямин», а превознесение – словами «ар-Рахманиррахим и Малики яумид-дин».
Человек не может по-настоящему восхвалять Аллаха во всех этих аспектах. Он может восхвалять только посредством подражания и метафорически. Потому что прославление и превознесение, достойные Его сущности и сыфатов, – это часть познания Его, постижения Его сущности и сыфатов. Аллах Всевышний сказал:
«А Его они не смогут охватить своим знанием» (Таха, 110),
«И они не отдавали Аллаху должное» (аль-Ан'ам, 91).
Что касается метафорической и подражательной хвалы рабов, то в ночь Ми’раджа, Всевышний Аллах обратился к Пророку ﷺ «Хвали меня!», тот сказал: «Я не смогу восхвалить Тебя должным образом». Однако, чтобы выполнить божественный приказ и выразить свою покорность, он сказал: «Хвалим Тебя, как Ты сам себя хвалишь» (Mуслим, Салят, 222; Абу Давуд, Витр, 5; Тирмизи, Даават, 112; Насаи, Taтбик. 47, 71; Ибн Маджа, Икама, 117; Mуватта’, Куръан, 31).
Вот это подражательное восхваление. И нам в этом смысле велено возносить подражательное восхваление:
«И скажи: «Хвала Аллаху» (аль-Исра, 111).
Кроме того, сказано:
«Будьте благочестивы перед Аллахом по мере своих возможностей» (ат-Тагабун, 16).
Так об этом говорится в произведении «ат-Та’виляту’н-Наджмия».
Шейх Са’ди (к.с.) говорит:
Каждая волосинка на моем теле – дар от Него.
Как я смогу быть благодарен за каждую из них?
Из книги «Рухуль-Байан»