Из истории ислама известно, что 3-й праведный халиф Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) был очень скромным человеком. Его застенчивость была настолько очевидной, что Пророк Мухаммад (мир ему), уважая и любя Усмана, как-то сказал о нём: «Разве не следует мне стесняться человека, которого стесняются ангелы?» (приведено имамом Муслимом; смысл).
Однако Усман бин Аффан ничуть не был робким или бездеятельным. Наоборот, это была выдающаяся личность. Он просвещал людей. В его бытность халифом был собран Коран. Он положил начало морским походам мусульман. Его щедрость была общеизвестна жителям Мекки и Медины. И при этом всю жизнь он оставался застенчивым и непритязательным человеком.
Скромность - высоко чтимое качество в исламе. Пророк Мухаммад (мир ему) объяснял: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью ислама является скромность» (приведено имамом аль-Бухари; смысл).
Таким образом, стеснительность и скромность - никак не признаки безволия, неуверенности или отсталости. Но, к сожалению, их давно выставляют помехой на пути к счастью. А ведь в земной жизни были и будут вещи, стесняться которых однозначно полезно и даже спасительно. Например:
1. Стесняться приписывать себе успех.
Важно, чтобы человек был скромен, прежде всего, в общении с Аллахом. Это означает признавать полную зависимость от Творца, и одновременно Его постоянную и всеохватывающую Помощь. Верующий человек любую удачу воспринимает исключительно как дар Всевышнего. Поэтому смущается или даже отказывается от похвалы в свой адрес. Он считает это несправедливым по отношению к Создателю, который даровал ему Милость и которого до́лжно восхвалять на самом деле.
2. Стесняться жаловаться.
Человек с крепкой верой стыдится жаловаться даже самому себе. Ему ясно как день, что всё - и хорошее, и трудное - свершается по Предписанию Аллаха. Значит, и постигшая его неприятность была неизбежной. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) так и сказано:
“Знай, то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей” (приведено имамом ат-Тирмизи; смысл).
Важно понимать, что Всевышний в любом положении, в том числе и неприятном, даёт человеку наилучший вариант. И хоть он (наилучший вариант) внешне не выглядит таковым, сердце искреннего раба знает, что через это Аллах защищает его от чего-то более тягостного. Ну, как тут можно жаловаться?
Ко всему прочему, повторяющиеся жалобы деструктивны по сути. Они забирают у человека внутренние силы, которые можно было направить на решение возникшей проблемы. Так, он попадает в замкнутый круг: жалоба уводит от решения проблемы, не даёт от неё избавиться, человек снова жалуется и снова не может ничего решить... и т.д. А началась эта головная боль ровно в тот момент, когда раб не постыдился своего Господа.
3. Стесняться хвастаться перед людьми.
Понимание своего принципиального бессилия перед Аллахом и одновременно глубокая вера в Его Милость делают человека неспособным хвастаться. Он не может кичиться тем, чем обладает или чего достиг. Ибо знает – только по Воле Аллаха мы имеем всё в жизни. И лишаемся тоже…
Видимой причиной лишения каких-то благ нередко становится бесстыдство человека перед Творцом, выраженное через бахвальство и надменность. Привычка горделиво выставлять напоказ свою жизнь опасна и тем, что может навлечь на хвастуна зависть людей или сглаз. Неужели, для сохранения благополучия, человек не осадит свой напыщенный нафс (эго)?
При внимательном рассмотрении видно, что стеснительность всегда выручает её обладателя. Другое дело, что мы ценим её всё меньше. В том числе потому, что “времена и нравы” меняются далеко не в лучшую сторону. Однако надежда спастись через скромность всё-таки есть. Порукой тому – Иман в наших сердцах.
“Иман (Вера) (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость − (одно из) ответвлений веры” (аль-Бухари).
Гузель Ибрагимова