Состояние хузура: как сохранять душевный покой несмотря ни на что?

Фото: Rawpixel / elements.envato.com

Фото: Rawpixel / elements.envato.com

Что значит дышать в состоянии душевного покоя?

Духовный человек во время глубокого вздоха должен сохранять душевный покой (хузур), ясность ума и не допускать, чтобы невнимательность завладела его телом и разумом.

• Почтенный мавляна Садеддин Кашгари так описывает это состояние:

«Хуш-дар-дам – это означает дышать в состоянии душевного покоя, во время вдоха и выдоха избегать невнимательности, и при каждом вдохе ощущать близость Аллаха, постоянно помнить о Нем».

• А почтенный хадже Убайдуллах Ташкенди приводит свои суждения по данной теме и дает такое разъяснение:

«На этом пути считалось важным бережно и почтительно относиться к своему дыханию. Иначе говоря, при каждом вздохе нужно сохранять спокойствие и внимательность. Если кто-то не оберегал свое дыхание, то о нем говорили, что такой-то человек потерял дыхание, что у него запирает дух. То есть, он потерял свой путь и нур».

Праведные предшественники: что известно об Исхак Ходжа?

• Почтенный хадже Бахауддин Накшбанди (к.с.) говорил:

«На этом пути главное дело заключается в наблюдении за своим дыханием. Иначе говоря, при каждом вздохе, при вдохе и выдохе, надо сохранять душевное равновесие, спокойствие. Скажем, занятие каким-то важным делом отвлекает тебя от воспоминаний о прошлом – тазаккура, и от размышлений о будущем – тафаккура. Теряется ритм твоего дыхания, из-за невнимательности то замедляется, то учащается…

Рубаи:

Оставшимся в море берега истины влюбленным
Место для отдыха и наслаждений – море, а вовсе не берег.
Видящий истину на волны этих миров не обращает внимания.
Кто при каждом вздохе не в море, тот не добился свидания.

Сын мавляны Нуриддина почтенный Абдуррахман Джами (куддиса сиррухуу) в завершение своего комментария к рубайяту пишет:

«Абу аль-Джинан Наджмеддин Кубра (куддиса сиррухуу) в своем труде под названием «Феватихуль-Джамаль» соизволили сказать, что этот зикр связан с дыханием, свойственным всем живым существам. Поскольку так получается, что в процессе дыхания живое существо сознательно или бессознательно произносит букву «хе», символизирующую сокровенную сущность Всевышнего Аллаха (джалля джалялюху). Это та же самая буква «хе», которая присутствует в имени Аллаха. В этом имени приставка «алиф лям» –  для определенности. Наличие знака удлинения – шадды – в букве «лям» – для превосходной степени в описании.

Имя Его сущности заключено в «хе», который естественным образом произносимом при каждом вздохе. Ни одно существо, не имеющее этого благословенного имени, не может жить. Если так, то разумный талиб (салик) никогда не должен проявлять невнимательность в отношении Всевышнего Аллаха. Эта бдительность должна заключаться в том, что закир, слыша или произнося эту благословенную, славную букву, должен всегда вспоминать сущность Аль-Хакка (джалля джалялюху). При каждом вдохе и выдохе талиб должен помнить, что в деле «хузур-у ма῾аллах» (пребывания с Аллахом) какое-либо расслабление недопустимо. Для сохранения этого духовного состояния надо проявить столько усилий, чтобы в дальнейшем оно без затруднений обрело свое место в душе. И чтобы он не мог вывести эту меру из души, даже если будет стараться».

Фото: seleznev_photos / elements.envato.com

Фото: seleznev_photos / elements.envato.com

Рубаи:

«Хе» – это знак сущности Аль-Хакка, эй, буквы знающий!
В каждом вздохе он присутствует во время дыхания.
Бдительным будь! Каждое мгновение – из этих букв
Одна буква, говорю я, пойми, если есть ржавчина в душе у тебя.

«Не является секретом, что Сокровенная сущность, как говорит в этом рубаи сын Хазрата, «ля тайюн» в терминологии приверженцев тариката условно обозначает сущность Всевышнего Аллаха. Произносящий не имеет какого-либо отношения к Его сущности. Это и невозможно на данной ступени. (Он независим от другой сущности). Его сущность нельзя познать путем размышления или посредством ощущений. Поэтому Он абсолютно непознаваемый».

Из книги «Решахат. Капли из родника жизни»

Социальные комментарии Cackle