Фото: Rawpixel / elements.envato.com
Духовный человек во время глубокого вздоха должен сохранять душевный покой (хузур), ясность ума и не допускать, чтобы невнимательность завладела его телом и разумом.
• Почтенный мавляна Садеддин Кашгари так описывает это состояние:
«Хуш-дар-дам – это означает дышать в состоянии душевного покоя, во время вдоха и выдоха избегать невнимательности, и при каждом вдохе ощущать близость Аллаха, постоянно помнить о Нем».
• А почтенный хадже Убайдуллах Ташкенди приводит свои суждения по данной теме и дает такое разъяснение:
«На этом пути считалось важным бережно и почтительно относиться к своему дыханию. Иначе говоря, при каждом вздохе нужно сохранять спокойствие и внимательность. Если кто-то не оберегал свое дыхание, то о нем говорили, что такой-то человек потерял дыхание, что у него запирает дух. То есть, он потерял свой путь и нур».
Праведные предшественники: что известно об Исхак Ходжа?
• Почтенный хадже Бахауддин Накшбанди (к.с.) говорил:
«На этом пути главное дело заключается в наблюдении за своим дыханием. Иначе говоря, при каждом вздохе, при вдохе и выдохе, надо сохранять душевное равновесие, спокойствие. Скажем, занятие каким-то важным делом отвлекает тебя от воспоминаний о прошлом – тазаккура, и от размышлений о будущем – тафаккура. Теряется ритм твоего дыхания, из-за невнимательности то замедляется, то учащается…
Рубаи:
Оставшимся в море берега истины влюбленным
Место для отдыха и наслаждений – море, а вовсе не берег.
Видящий истину на волны этих миров не обращает внимания.
Кто при каждом вздохе не в море, тот не добился свидания.
Сын мавляны Нуриддина почтенный Абдуррахман Джами (куддиса сиррухуу) в завершение своего комментария к рубайяту пишет:
«Абу аль-Джинан Наджмеддин Кубра (куддиса сиррухуу) в своем труде под названием «Феватихуль-Джамаль» соизволили сказать, что этот зикр связан с дыханием, свойственным всем живым существам. Поскольку так получается, что в процессе дыхания живое существо сознательно или бессознательно произносит букву «хе», символизирующую сокровенную сущность Всевышнего Аллаха (джалля джалялюху). Это та же самая буква «хе», которая присутствует в имени Аллаха. В этом имени приставка «алиф лям» – для определенности. Наличие знака удлинения – шадды – в букве «лям» – для превосходной степени в описании.
Имя Его сущности заключено в «хе», который естественным образом произносимом при каждом вздохе. Ни одно существо, не имеющее этого благословенного имени, не может жить. Если так, то разумный талиб (салик) никогда не должен проявлять невнимательность в отношении Всевышнего Аллаха. Эта бдительность должна заключаться в том, что закир, слыша или произнося эту благословенную, славную букву, должен всегда вспоминать сущность Аль-Хакка (джалля джалялюху). При каждом вдохе и выдохе талиб должен помнить, что в деле «хузур-у ма῾аллах» (пребывания с Аллахом) какое-либо расслабление недопустимо. Для сохранения этого духовного состояния надо проявить столько усилий, чтобы в дальнейшем оно без затруднений обрело свое место в душе. И чтобы он не мог вывести эту меру из души, даже если будет стараться».
Фото: seleznev_photos / elements.envato.com
Рубаи:
«Хе» – это знак сущности Аль-Хакка, эй, буквы знающий!
В каждом вздохе он присутствует во время дыхания.
Бдительным будь! Каждое мгновение – из этих букв
Одна буква, говорю я, пойми, если есть ржавчина в душе у тебя.
«Не является секретом, что Сокровенная сущность, как говорит в этом рубаи сын Хазрата, «ля тайюн» в терминологии приверженцев тариката условно обозначает сущность Всевышнего Аллаха. Произносящий не имеет какого-либо отношения к Его сущности. Это и невозможно на данной ступени. (Он независим от другой сущности). Его сущность нельзя познать путем размышления или посредством ощущений. Поэтому Он абсолютно непознаваемый».
Из книги «Решахат. Капли из родника жизни»