Шафа‘ат означает «заступничество». В Судный день все будут желать шафа‘ата, то есть заступничества, защиты.
Люди будут страдать не только от невыносимой жары на месте Сбора – площади Махшар, но и от сильных духовных страданий, вследствие чего их охватит невероятный страх.
Люди, собравшиеся на площади Махшар, будут искать благочестивых и богобоязненных, которые смогут обратиться к Аллаху и попросить у Него прощения. Все будут надеяться, что Всевышний облегчит положение тех, за кого заступился праведный мусульманин.
Читайте также: Что ждет неверующих в Судный день?
Из достоверных источников известно, что в Судный день среди пророков только Мухаммад ﷺ сможет заступиться за людей. В одном из хадисов кудси сообщается:
«Люди обратятся к Адаму: «О, Адам, заступился бы ты за нас, моля милости у Аллаха». Он отправит их к пророку Ибрахиму (а.с.) со словами: «Ибрахим – друг Аллаха, попросите шафа‘ат у него».
Когда люди придут с просьбой о заступничестве к Ибрахиму, он отправит их к Мусе (а.с.). Ибрахим скажет: «Муса говорил с Аллахом». Людей, пришедших к нему с просьбой о заступничестве, Муса направит к пророку Исе (а.с.) со словами: «Сам Аллах вдохнул дух Исе», а Иса скажет: «Я тоже не могу заступиться за вас. Идите к Мухаммаду, потому что он – последний пророк, и среди пророков только ему предоставлена возможность проявить шафа‘ат».
Когда люди придут к Мухаммаду ﷺ и выразят свою просьбу, он пойдет к трону Аллаха и совершит земной поклон. Всевышний Аллах скажет ему: «О, Мухаммад, подними голову, и Я дам тебе все, что ты попросишь. Если Я проявлю милость, ты тоже будешь снисходителен и заступишься за людей».
В Коране сказано:
«В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый разрешит [заступиться] и чьими словами будет доволен [речь идет о верующих]» (Та Ха, 109).
Из этого аята ясно, что в Судный день благочестивые люди будут иметь возможность проявить доброту к другим и просить помощи за них, но для этого требуется разрешение Аллаха.
Мухаммад ﷺ будет главным заступником в Судный день. Также есть хадисы, что возможность заступничества будет предоставлена и павшим на пути Аллаха, хафизам (знающим Коран наизусть) и благочестивым алимам.
Между Раем и Адом: куда попадут те, чьи благие деяния равны плохим
Известно, что могут выступить защитниками и благодеяния. Например, пост попросит проявить милость и защитит мусульманина, который постился. Говорят, что прочитанный Коран (например, сура «аль-Мульк») будет заступаться за того, кто его читал, до тех пор, пока Всевышний не простит его.
Что касается видов шафа‘ата, ученые выделяют следующие виды:
1. Основная и самая важная форма шафа‘ата (великое заступничество) – это шафа‘ат от пророка Мухаммада ﷺ.
2. Все люди в надежде войти в Рай, обратятся к пророку Мухаммаду ﷺ, чтобы он попросил Всевышнего Аллаха открыть райские врата. Известно, что с разрешения Аллаха, пророк Мухаммад ﷺ откроет врата Рая, и мусульмане станут уммой, первой вошедшей в Рай.
3. Шафа‘ат для спасения от Ада тех, кто заслужил попасть туда.
4. Шафа‘ат ради спасения мусульман, которые попали в Ад.
5. Шафа‘ат в отношении тех, чьи благие (достойные вознаграждения) и плохие (грешные) деяния равны.
6. Шафа‘ат ради скорейшего входа верующих в Рай.
7. Шафа‘ат ради возвышения положения мусульман, удостоенных Рая.
Из книги «Основы Ислама»