Один из адабов, которому учил нас пророк Мухаммад ﷺ – это адаб слушать не перебивая. Даже если мы знаем, что хочет нам сказать наша жена, наш муж, мы должны выслушать. Это один из адабов.
Вы все помните, что во времена пророка Мухаммада ﷺ, кто бы не приходил к пророку, хоть и не было времени у него, были делегации, были дела, было всё остальное, но он всегда выслушивал, будь это ребенок, будь это женщина, кто бы ни был. А чем мы лучше Пророка ﷺ? Почему мы себя считаем лучше? Давайте вспомним о том, за что Аллах Субханаху ва Та‘аля проклял шайтана. За что Аллах Субханаху ва Та‘аля изгнал его? За то, что он сказал «я лучше». Чем мы лучше? Ничем. Все, чего мы добились, дал Аллах. В один момент он может всё забрать. Хозяин всего – Аллах Субханаху ва Та‘аля.
Поэтому один из адабов – это слушать и слышать друг друга, не перебивая. У нас есть народная пословица, где говорится: «Если есть одно слово, то нет шума, если есть другое слово – то это шум».
Если мы перебили, не дослушали, человек может обидеться на нас. Но если помните, в Судный день, даже если мы получим книгу деяний в правую руку и даже будем проходить через мост Сырат, нам придется остановиться, пока не будут решены обиды и разногласия между нами. Такие с виду «мелочи» могут задержать нас, стать причиной попадания в Ад. Пусть Аллах Субханаху ва Та‘аля убережет нас от этого.
Следующий адаб – это слушать и проявлять терпение, то есть слушать и проявлять внимание к тому человеку, который говорит. Порой бывает, слушаем человека, в то же время занимаемся чем-то своим. Мы о чем-то другом думаем, не слышим человека. Нужно проявить внимание, послушать, посмотреть ему в глаза, вникнуть в его проблему. Так как это не только его или ее проблема, это и моя проблема. Это моя семья, это и мои вопросы.
Мы должны иметь представление и понимать, как учил нас Пророк ﷺ, чтобы мы ставили себя на место этого человека. Чтобы мы себя поставили на место супруги или себя поставили на место мужа и поняли, как это, что случилось. Бывают разные критические ситуации, когда мы слушаем, а на нас кричат, пытаются оскорбить. Необязательно между мужем и женой.
В этот момент, выслушав человека, нужно начать задавать вопросы. «Ты сердишься на меня за то, что я опоздал?» – или какие-то общие вопросы: «Мы на выходных всё-таки поедем к нашим родителям или не поедем?» – где можно услышать разные обширные ответы. Вот этими вопросами, вот этими ответами мы можем привести разговор к нужной ситуации, к тому, чтобы мы помирились, чтобы мы не ругались.
Следующий адаб – это, слушая человека, постараться понять его переживания, испытать его чувства, чтобы понять друг друга, поставить себя на место этого человека.
7 обязанностей мужа перед женой
Следующий адаб – повернуться друг к другу лицом. Пары, которые давно женаты, вспомните, как давно вы сидели друг напротив друга и смотрели в глаза, разговаривали. Не там, когда жена на кухне что-то готовит, а мы в это время сидим и слушаем, видим только затылок или вообще не видим. Как давно мы смотрели друг другу в глаза? Разговаривали, смотря друг другу в глаза?
Следующий адаб, о котором мы говорили – это уточнять, переспрашивать, правильно ли мы поняли, правильно ли мы услышали человека. Об этом нужно помнить. Семью, наверное, можно сравнить с городом.
Все мы разные, каждый чем-то отличается. Если уэлектрика мы спросим, как построен город, он со своей точки зрения скажет, где провода, где хватает напряжения, а где нет. Если спросим у сотрудников телефонии, они скажут, где идут провода, какой интернет, какой wi-fi. Если спросим у водоканала, они по-другому нам город объяснят. То есть наша семья – это город, где у каждого из нас свои психологические переживания, свое понимание, свой взгляд на жизнь. Единственный путь, когда мы можем друг друга понять, услышать – это сидеть, стоять, ходить, но друг друга слышать.
Другие утверждают, что людей можно сравнить с домом. В доме есть окна, через эти окна поступает какая-то информация. Там видно, как горит свет или темно, холодно. Те окна – это наши глаза. А душа – это та вещь, которая следит за внутренним состоянием.
Пусть поэтому в наших семьях будет душа, будет благополучие, будет счастье, чтобы мы всегда были в милости Аллаха Субханаху ва Та‘аля, чтобы Аллах нас уберег от Его наказаний.
В семье, в жизни все бывает, бывает понимание, бывает непонимание, бывает, мы друг друга слышим, бывает не слышим.
Бывает, что появляются у нас различные возражения. И это не только в семье, но и на работе, нам то и дело приходится сталкиваться с возражениями, иногда нас не слышат или не понимают. Где начало всего этого? Почему так происходит?
Однажды один из молодых людей спрашивает: «Хазрат, я всегда перед любой предстоящей встречей готовлюсь к ней, прокручиваю в голове, какие будут вопросы, какие будут ответы. Но почему-то, что бы я не сказал, я всегда встречаю возражение». Я его спрашиваю: «Когда ты электрика мы спросим, как построен город, он со своей точки зрения скажет, где провода, где хватает напряжения, а где нет. Если спросим у сотрудников телефонии, они скажут, где идут провода, какой интернет, какой wi-fi. Если спросим у водоканала, они по-другому нам город объяснят. То есть наша семья – это город, где у каждого из нас свои психологические переживания, свое понимание, свой взгляд на жизнь. Единственный путь, когда мы можем друг друга понять, услышать – это сидеть, стоять, ходить, но друг друга слышать.
Другие утверждают, что людей можно сравнить с домом. В доме есть окна, через эти окна поступает какая-то информация. Там видно, как горит свет или темно, холодно. Те окна – это наши глаза. А душа – это та вещь, которая следит за внутренним состоянием.
Пусть поэтому в наших семьях будет душа, будет благополучие, будет счастье, чтобы мы всегда были в милости Аллаха Субханаху ва Та‘аля, чтобы Аллах нас уберег от Его наказаний.
В семье, в жизни все бывает, бывает понимание, бывает непонимание, бывает, мы друг друга слышим, бывает не слышим.
Бывает, что появляются у нас различные возражения. И это не только в семье, но и на работе, нам то и дело приходится сталкиваться с возражениями, иногда нас не слышат или не понимают. Где начало всего этого? Почему так происходит?
Однажды один из молодых людей спрашивает: «Хазрат, я всегда перед любой предстоящей встречей готовлюсь к ней, прокручиваю в голове, какие будут вопросы, какие будут ответы. Но почему-то, что бы я не сказал, я всегда встречаю возражение». Я его спрашиваю: «Когда ты все это в голове прокручиваешь, что ты предполагаешь услышать?»
Он отвечает, что предполагает, что с ним будут соглашаться. То есть этот мир – это мир испытаний, который Аллах Субханаху ва Та‘аля дал нам. Но в то же время
Аллах Субханаху ва Та‘аля нам дал Иблиса, который сделает всё, чтобы с нами не соглашались. И поэтому в этом мире мы не всегда можем услышать «Да!», не всегда можем получить согласие, это и есть испытание этого мира, который дал нам Аллах Субханаху ва Та‘аля. Почему это случается? Самое первое – это то, что шайтан наущает нас, сбивает, мы не можем донести мысль или нас неправильно понимают.
Рустам Хайруллин «Уроки Семьи»
Это интересно: Может ли колдовство коснуться того, кто совершает намаз?