Джабир б. Абдуллах был одним из тех сподвижников, которые в десятом году хиджры стали свидетелями Прощального хаджа, когда последний Пророк ﷺ говорил важные слова, касающиеся всего человечества.
Отец Джабира по имени Абдуллах пал мучеником в битве при Ухуде... Через много лет Мухаммад б. Али (аль-Бакир), который был внуком досточтимого Хусейна и отцом Джафара ас-Садика, пришел к этому известному сподвижнику и попросил рассказать о проповеди, которую Посланник Аллаха ﷺ читал во время своего единственного – Прощального хаджа.
Джабир, к тому времени уже ослепший, рассказал этому потомку Пророка ﷺ в деталях все, что помнил о последнем хадже, а затем перешел к Прощальной проповеди.
Посланник Аллаха ﷺ на горе Арафат, когда солнце перешло зенит и начало клониться к западу, вышел из шатра, сел на своего верблюда и начал свою речь, обращенную к тысячам последователей:
«(0, люди!) Так же, как этот месяц (Зуль-хиджа), этот город (Мекка) и этот день (Арафа) являются священными, точно так же священными (неприкосновенными) являются ваша кровь, имущество, честь (достоинство и целомудрие)» (Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха ﷺ начал свою речь с того, что указал на день, месяц и город, в священность которых верил, и в самом начале проповеди привлек внимание взволнованных слушателей к важному принципу. Он говорил, что «отныне пусть никто не посягает на чужую жизнь, имущество и честь». Он особо подчеркнул права человека, необходимость избегать действий, задевающих честь и достоинство другого человека. Ибо согласно его словам, хороший мусульманин – этот тот, кто уважает права, а также жизнь и имущество другого мусульманина и считает его личность неприкосновенной.
Посланник Аллаха ﷺ высказался об этом следующим образом: «Для мусульманина являются запретными имущество, честь и кровь другого мусульманина. Достаточно человеку в качестве зла то, что он принижает достоинство брата мусульманина»?
Честь, о которой Посланник Аллаха ﷺ говорил в своей Прощальной проповеди и в других хадисах как о ценности, означает «духовную сторону личности человека, являющуюся объектом похвалы и критики для самого себя и социума», т. е. под словом «честь» подразумевается духовная сторона личности человека, его достоинство, целомудрие, честь и права. В таком случае честь является ценностью, которая делает человека человеком, дает ему уважение и авторитет в обществе и защищает от всякого рода посягательств. Таким образом, умаление этих ценностей рассматривается как прямая агрессия против его чести.
Посланник Аллаха ﷺ, который сказал: «Мусульманин является братом мусульманину, он не будет его предавать, лгать ему и не оставит в беде. Честь, имущество и кровь мусульманина достойны уважения и неприкосновенны. Богобоязненность (осознание своей ответственности перед Аллахом) находится вот здесь (в сердце). Мусульманину достаточно греха, если он принижает брата мусульманина» (Тирмизи), считал большим преступлением и ответственностью задевать достоинство другого человека.
Еще один хадис, указывающий на неприкосновенность права другого человека, говорит о запрете ненависти друг к другу, запрете зависти в отношении друг друга и запрете выискивания недостатков друг у друга (Муслим).
Тем самым данный хадис перечисляет причины, которые могут нанести вред человеческому достоинству, куда входит также и авторитет человека в обществе.
Справедливость: фундаментальная и моральная ценность с точки зрения ислама
Ослабление положения человека в обществе по причине совершенных им некоторых проступков может стать для него самым большим наказанием. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что должник, который, имея возможность вернуть долг, не отдает его, будет наказан в соответствии с законом, но главным наказанием для него станет то, что общество станет меньше его уважать или вообще перестанет с ним считаться (Абу Дауд).
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»
Все фото: из архива Ислам-тудей