«Хадж (совершается) в известные месяцы (Шавваль, Зуль-Каʼда и первые десять дней Зуль-Хиджа). Кто обязал себя совершить в них хадж, тот не должен вступать в половую близость, грешить (драться, ругаться и совершать иные грехи) и спорить во время хаджа. (И хотя грехи запрещены всегда, за совершение их во время хаджа наказание будет сильнее). Все добро, что вы сделаете, известно Аллаху (и Он вознаградит вас за это). Берите с собой все необходимое (для путешествия), но лучшее, чем можно запастись, – это богобоязненность. Бойтесь же Меня, о, обладатели разума!» (Бакара, 197).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Жители Йемена, отправляясь в хадж, никогда не брали с собой припасов, говоря: «Мы – люди уповающие». Когда же они прибывали в Мекку, то занимались попрошайничеством. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Берите с собой все необходимое (для путешествия), но лучшее, чем можно запастись, – это богобоязненность» [Бухари, Хадж, 6; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 44; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/212].
«На вас нет греха, если вы ищете щедрости вашего Господа (хотите заработать, занимаясь торговлей во время хаджа). И покидая Арафат, поминайте Аллаха в Заповедном месте (в Муздалифе). Поминайте Его, ибо Он наставил вас на истинный путь, тогда как прежде вы были в заблуждении (не знали истинной веры)» (Бакара, 198).
Абу Умама ат-Тамими рассказывал: «Я спросил у Ибн Умара: «Мы здесь сдаем (наших животных) в аренду. Некоторые считают, что наш хадж является недействительным. Что ты думаешь об этом?».
Ибн Умар ответил: «Разве вы не произносите тальбию и не совершаете бег между Сафой и Марвой? Разве вы не делаете это и это (имея ввиду обряды хаджа)?».
Я ответил: «Да. Мы сделали все это».
Ибн Умар сказал: «То же самое, что ты спросил у меня, однажды спросил один человек у посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сразу не ответил на его вопрос (подождав немного), а затем был ниспослан аят «На вас нет греха, если вы ищете щедрости вашего Господа (хотите заработать, занимаясь торговлей во время хаджа)», после чего он добавил: «Вы стали хаджи (то есть теми, кто совершил хадж)» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 44-45].
В риваяте Табери говорится, что человеком задавшим вопрос Ибн Умару был Абу Умама ат-Тайми [Табери, Джамиуль-Байан, 2/164], риваят приведенный Ибн Кясиром подтверждает это [Ибн Кясир, Тафсируль-Куръаниль-Азым, 1/349-350; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/274-275].
Передается от Муджахида, что Ибн Аббас говорил: «Во время хаджа (в дни совершения хаджа) люди избегали торговли, говоря: «Это не дни купли-продажи, а дни поминания Аллаха». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «На вас нет греха, если вы ищете щедрости вашего Господа (хотите заработать, занимаясь торговлей во время хаджа)».
Читайте также: Тысяча и один хадис: «Какое деяние – наилучшее?»
В другом риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Во времена Джахилии в сезон хаджа в окрестностях Мекки в местечках Зуль-Маджаз, Маджанна и Укказ устраивались ярмарки, где паломники, прибывавшие в хадж, занимались торговлей. Однако с приходом ислама мусульмане стали считать порицаемым смешивание хаджа и торговли, отказавшись от нее. В связи с этим и был ниспослан этот аят» [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/171].
Во втором риваяте, переданном от Муджахида, говорится, что во времена Джахилии в сезон хаджа арабы не занимались торговлей на Арафате и в Мине, в связи с этим и был ниспослан данный аят [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/171].
Все фото: shutterstock.com.