«Прелюбодей женится только на прелюбодейке»: история ниспослания аята

Фото: Vershinin89 / Shutterstock.com.

Фото: Vershinin89 / Shutterstock.com.

الزَّانِي لَا يَنكِحُ إلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً
وَالزَّانِيَةُ لَا يَنكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ

«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или язычнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или язычник. А верующим это запрещено» (ан-Нур, 3).

В риваяте Амра ибн Шуайба от своего отца, который передал от своего деда, он говорит следующее: “Жил некто по имени Марсад ибн Абу Марсад Кенназ ал-Ганеви, который приводил из Мекки в Медину пленников (освободив или выкрав их). В Мекке у него была подруга распутница по имени Анак. Как-то раз Марсад обещал одному пленному доставить его в Медину. Продолжение этой истории сам Марсад рассказывал так: 

“В одну лунную ночь я прибыл в Мекку и спрятался в тени у какой-то стены. Оказывается, Анак, проходя мимо, заметила мою тень и, подойдя поближе, узнала меня.

“Ты Марсад?” – спросила она.

“Да, я Марсад”, – сказал я.

“Здравствуй, добро пожаловать к нам, оставайся у нас этой ночью”, – предложила она.

Я же сказал: “Эй, Анак! Аллах запретил прелюбодеяние”.

Она вдруг начала кричать: “Эй, люди! Этот человек тайком уводит ваших пленных в Медину!”

Как прошла свадьба Хадиджи (р.а.) и Мухаммада ﷺ?

Я побежал, восемь человек погнались за мной. Я направился к горе и спрятался в пещере. Они подошли ко мне так близко, что стояли прямо над моей головой. Один из них даже помочился мне на голову, так что голова совсем промокла. Однако Аллах ослепил их, и они не заметили меня. Повернулись и ушли. А я пошел к тому человеку, которому обещал спасти из плена и отвести в Медину. Взвалив его себе на плечи, я пустился в путь. Тяжелый был человек.

За пределами Мекки, в местечке под названием Изхир (в одном риваяте Эрак), я опустил его на землю и снял с него цепи. Иногда я нес его на себе, порой он шел сам. Наконец, мы добрались до Медины. Я пришел к Расуль-Акраму ﷺ и спросил: “О Посланник Аллаха! Можно ли мне жениться на Анак?”

Пророк ﷺ промолчал, не стал отвечать. Потом был ниспослан аят: “Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено”. И Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: “Эй, Марсад! На прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник”.  В том варианте этого хадиса, который приводится у Абу Дауда и Насаи, сказано, что прочитав Марсаду этот аят, Пророк ﷺ также сказал ему: “Не вступай с ней в никах, не женись на ней”.

Фото: Gabdrakipova Dilyara / Shutterstock.com.

Фото: Gabdrakipova Dilyara / Shutterstock.com.

Суюти же сообщает, что человека, пожелавшего жениться на Анак, звали Мазидом, и что он доставлял товары из Анбара в Мекку. Это он попросил у Пророка ﷺ разрешения жениться на Анак. Пророк ﷺ не давал ему ни положительного, ни отрицательного ответа до тех пор, пока не был ниспослан аят: “Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено”. После получения этого аята, он велел ему: “Эй, Мазид, не женись на ней!” Он также сообщает, что хадис такого же содержания приводят Абу Дауд, Тирмизи, Насаи и Хаким.

От Ибн ‘Аббаса также было передано, что этот случай стал причиной ниспослания 221-го аята суры “Бакара”. Значит, препятствием для женитьбы Марсад стало не то, что Анак была прелюбодейкой, а ее многобожие.

Из книги “Асбабун-Нузуль”

Социальные комментарии Cackle