Начало: За что Абу Ханифа получил прозвище «вкопанный как столб»?
Не мало написано о богобоязненности Абу Ханифы. Говорится, что когда в одном из диспутов, кто-то однажды назвал его «еретиком и вероотступником», он ответил: «Пусть Аллах простит тебя, ведь Он знает, что я не таков. Я не взывал к Его справедливости с тех самых пор, как познал Его. Поэтому взываю я лишь к Его прощению, и страшусь лишь Его наказания».
После этого он заплакал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, человек, оскорбивший его сказал: «Прости меня и не взыщи», – на что Абу Ханифа ответил – «я тебя прощаю». Когда ему рассказали, что люди говорят о нем дурное, он ответил: «Невежд, не знающих о чем они говорят я прощаю. Если же подобные слухи обо мне распространяют ученые – то это им не к лицу, ведь сплетни таковых всегда оставляют осадок».
Говорится, что однажды кто-то сказал ему: «Побойся Аллаха». На что он сначала отшатнулся, а затем смиренно склонил голову и сказал: «О, брат мой! Да вознаградит тебя Аллах благом за такое напоминание. Ведь мы нуждаемся в напоминающих нам об Аллахе, когда знания затмевают нам глаза, а Аллах требует деяний. Я помню, что Аллах призовет меня к ответу, и поэтому стану делать ради благополучного исхода всё, что в моих силах».
Говорится, что однажды Ибн ал-Мубарак сказал Суфьяну ас-Саури: «Насколько же далек был Абу Ханифа от всяких сплетен! Я ни разу не видел, чтобы он говорил что-то плохое даже о своих врагах». На что Суфьян ас-Саури ответил: «Абу Ханифа был достаточно умен, чтобы не ставить под угрозу свои благодеяния ради каких-то сплетен».
Не мало в источниках говорится и о щедрости Абу Ханифы, где приводится много схожих сведений о том, что он никогда не отказывал просящему, и никогда не обделял нуждающегося. Его щедрость и доброту Абу Суфьян ‘Уяйна описывает следующим образом:
«Абу Ханифа подавал милостыню везде и всюду. Если ему приходилось пользоваться какими-то благами, он непременно делился этим и с другими. Однажды он прислал мне так много подарков, что мне стало не по себе. Когда я рассказал об этом одному из его учеников, он сказал: «Ты бы видел сколькими дарами он одарил однажды Са’ида Абу ‘Арубу!»
Абу Ханифа был добр и неописуемо щедр к каждому учёному-мухаддису без исключения. Мис’ар ибн Кидам говорит: «Чего бы он ни покупал для себя и своей семьи из одежды, фруктов и вещей подобно этим, сначала он покупал для ученых шейхов».
Его ближайший ученик по имени Абу Юсуф говорит: «Когда кто-то благодарил Абу Ханифу за оказанное благо, он говорил: «Благодари Аллаха, ведь это его посланное тебе пропитание». Он присматривал за мной и моей семьей на протяжении двадцати лет. Однажды я сказал ему: «Я не видел человека щедрее вас» – на что он ответил – «ты ещё не видел Хаммада, вот кто был обладателем воистину превосходных качеств».
Шакик также рассказывает историю, которой он был свидетелем, находясь рядом с Абу Ханифой: «Однажды, нам по дороге повстречался человек, который, увидев Абу Ханифу, свернул в другую сторону. Окрикнув человека, Абу Ханифа подозвал его к себе, и спросил зачем он так поступил.
Человек сказал: «У меня перед тобой долг в десять тысяч дирхемов, прошло уже много времени, но у меня всё также нет возможности тебе его вернуть. Мне было стыдно попадаться тебе на глаза». Тогда Абу Ханифа сказал: «И только? Я прощаю тебе этот долг. Отныне при виде меня никуда не сворачивай, и прости меня за то, что испытывал в этой связи неудобства». Тогда я понял, что Абу Ханифа истинный аскет».
В качестве заключения скажем, что все современники Абу Ханифы едины во мнении, что он был человеком набожным и богобоязненным. Так, Ибн ал-Мубарак пишет: «Когда я приехал в Куфу, и спросил у её жителей кто в городе самый богобоязненный, мне сказали Абу Ханифа».
Макки ибн Ибрахим говорит: «Я долгое время жил в Куфе, и не видел там человека более богобоязненного, чем Абу Ханифа».
Islam-today