Ибн Хаджар, обсуждая тему о запрете Ибн Таймией посещения могил, написал следующее: «Есть ученые, которые обманувшись, поверили лживым этим доказательствам, но затем, поняв суть его заблуждений, они открыто выступили против него».
Из этих строк следует, что прежде чем поверить и последовать заблудшим идеям Ибн Таймии, необходимо хорошенько подумать и попытаться разобраться в истине. Не следует отрицать дозволенность посещения могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда это явно и открыто (доказано), так как подобное отрицание может стать причиной неверия.
А как же быть с хадисом, где сказано, что не стоит отправляться в дорогу, кроме как только в три мечети, и значит отправляться в путь для посещения могил запретно для нас, то на это ответ будет таков: данный хадис нужно понимать в правильном контексте. Здесь идет речь о поклонении и духовном возвышении, а не о запретности посещений. То есть, если ты хочешь получить максимальное благо, то стоит их искать в поклонении именно в этих трех мечетях.
Что касается хадиса Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где сказано: «Не превращайте мою могилу в праздное место», и приведенного Ибн Абдиль-Хади в качестве доказательства запрета посещения могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то Ибни Хаджар опроверг это тем, что в хадисе не идет речи о запрете посещения, а говорится о недозволенности определенных действий, которые могут привести к запретному. В качестве подтверждения своей позиции он приводит слова внука Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Хасана ибн Али (да будет им доволен Аллах), который сказал, заходя в мечеть, поприветствуйте Пророка.
По преданию Джафар-Садыйк навестил могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поприветствовал его, встав возле колонны, а затем сказал: «Его голова расположена здесь». Если бы это действительно было запретным действием, разве бы такие люди, которые были примером для других, совершали бы это? Они сошлись во мнении, что посещение могил является дозволенным действием. Посещение же могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) куда более благословенное действие, нежели посещение других покойных.
Таким образом данный хадис не является доказательством взглядов Ибн Таймии, а скорее наоборот, показывает их не состоятельность. В противном случае Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы: «Не посещайте мою могилу», а не так, как сказано в достоверном хадисе.
Даже бы если и был такой хадис, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бы посещать его могилу, то оно требовало бы пояснений и толкования, ибо достоверно известно, что посещение могил является дозволенным действием в Исламе и есть на это иджма, которое считается неопровержимым доказательством. Если бы это было предположением, то это также требовало бы пояснений и толкований, ибо не являясь окончательно точным, требует своего обоснования.
Но как мы видим в данном хадисе, дается предупреждение верующим, что не стоит, разукрашивая могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), превращать это в место проведения какого-то праздника. Достаточно прийти, помолиться, сделать зикр, чтобы потом уйти.
Здесь нет открытых и явных доказательств запрета посещения могил, как за это ратует Ибн Таймия. Нет иных повелений, отменяющих дозволенность посещения могил. А если нет таковых, то, соответственно, нет обоснований считать это запретным.
Юсуф Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"