Вопрос: Ассаламу Алейкум, братья! Напишите мне подробно как совершить джума (рузман) намаз в пятницу, что и как должен делать и так далее. (не оставляйте без внимания братья это сообщение, очень нужно ваше мнение, так как трудно еще где то найти знающих братьев ханафитов) Раджаб
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Пятничный намаз — это обязательный (фарз) намаз, совершаемый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:
— вуджуб — условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);
— сыххат — условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.
ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом);
2. Быть свободным человеком (не пленным и не заключённым);
3. Быть мукымом (не путником);
4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было пойти на коллективный намаз);
5. Быть зрячим (не слепым);
6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным);
7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, цунами, торнадо и т.п.
СЫХХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено).
2. Проведение пятничного намаза правителем или его представителями.
3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.
4. Выступление с проповедью - хутбой перед джамаатом.
5. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.
6. Общедоступность места совершения пятничного намаза.
НАМЕРЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ
В отношении первых четырёх ракаатов делается намерение на «совершение первой сунны пятничного намаза». Последующие два ракаата, выполняемые во главе с имамом, являются фарзом пятничного намаза.
Выполняемые после этого четыре ракаата — последние сунны пятничного намаза. Совершаемые после этого ещё четыре ракаата именуются «зухр ахир». Ният к ним делают так: «Намерился исполнить являющийся для меня фарзом, но ещё не выполненный мной фарз последнего полуденного намаза». (См. Гыйбадате Исламия)
Если намерение будет выражено в указанной форме, то в случае, если пятничный намаз по причине невыполнения каких-либо его условий не является действительным, будет считаться, что совершён хотя бы полуденный намаз, а если будет засчитан, то «зухр-ахир» зачтётся как самый последний пропущенный (када) полуденный намаз. Намерение к двум ракаатам, выполняемым после «Зухр-ахир», совершают как намерение к сунне времени.
Если эти десять ракаатов, следующих за фардом намаза джума, не будут совершены, и из-за каких-либо упущений в выполнении обязательных условий, пятничный намаз не будет засчитан, то подлежащим возмещению (каза) позднее окажется и полуденный намаз этого дня. Поэтому не следует отказываться от выполнения после фарза этих десяти ракаатов.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов