Вопрос:
– Я не раз замечал, что есть мусульмане не просто красивые, а лучезарные. Удивлялся этому и всегда думал, неужели это простая генетическая предрасположенность?! Однажды, я все же решился и спросил, почему так. На что получил от мусульманина удивительный ответ, что нур в лицах людей – это итог ночных намазов. Что вы можете сказать об этом? Есть ли какие-либо подтверждения этому в словах мусульманских ученых?
Ответ:
Поистине, ночь – таинственное время, подаренное нам Всевышним Творцом.
Аллах Тааля в Коране не просто говорит о ночи, а клянется ею:
«Клянусь ночью, и тем, что в ней!» (аль-Иншикак, 17).
Ценность ночи для мусульман бескрайняя: в то время как все в мире предается сну, избранные Аллахом люди, взывают к нему со своими молитвами-дуа. Упускают такую возможность лишь ленивые люди.
Если посмотреть на историю ислама, сунну пророка Мухаммада ﷺ, его ночные путешествия Мирадж и исра’, можно найти немало подтверждений, что многие божественные откровения были ниспосланы Господом под покровом ночи. Таинства ночи и в том, что некоторые люди видят во сне вещие сны, как отзеркаливание истин великой Ляухуль-Махфуз.
Великую мудрость вложил Всевышний в ночь и предрассветное время. О тайнах ночи шейх Баязид Бистами говорил: «Я не достиг абсолютно ничего, пока ночи для меня не стали днями».
Посланник Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе: «В ночи есть час. Если мусульманин, просящий у Аллаха благое для дуньи или ахирата, встретит этот час, то Всевышний Аллах непременно даст ему желаемое. Этот час есть в каждой ночи» (Муслим, Мусафирин, 166).
Настоящие мумины знают, что во вторую половину ночи, когда все созданное Аллахом, отдыхает, наступает самое благодатное время – благословенные минуты для искреннего поклонения Господу, совершению дуа. Это время неповторимых возможностей – индивидуального разговора с Творцом, ведь мирские заботы и дела больше не мешают человеку, никто из близких не отвлекает.
Аллах говорит нам в Коране об этих людях:
«Только малую часть ночи они предавались сну, а перед рассветом просили о прощении» (аз-Зарият, 17-18).
«Эти рабы Ар-Рахмана бодрствуют ночами, пребывая перед своим Господом в кыяме и сажда» (аль-Фуркан, 64).
Однако, не спать, когда все спят – могут далеко не все. И причина такой обделенности одних от других, по мнению шейха Хасана Басри, банальна: «Просыпаться для ночных поклонений тягостно тем, кто угнетаем грузом собственных грехов».
Намаз, тасбихат, зикры освещают ночи богобоязненных мусульман сильнее, чем солнце день. А потому, Аллах ниспосылает нур (свет) душам таких людей, потому озарены и лица их.
У шейха Хасана Басри однажды спросили: «Почему столь прекрасны и светлы лица тех, кто ночи проводит в намазах?»
Шейх ответил: «Потому что они остаются наедине с Милостивым».
Несомненно, нур Аллаха касается лишь его избранных рабов. И если вы вдруг встретите таких людей на своем жизненном пути, знайте, что Всевышний послал их навстречу с вами не просто так, а как напоминание Его безграничной Милости и Любви к своим рабам, чтобы люди не ленились просить прощения грехов.
Тайны ночи раскрываются лишь тем, кто всей душой проводит ее в поклонениях и размышлении. По этой причине Посланник Аллаха ﷺ наставлял:
«Наилучший намаз после намазов-фард – это намаз, совершаемый ночью среди сна» (Муслим, Сыйам, 202-3; Тирмизи, Мевакит, 207).
Также он призывал своих сахабов (р.а.): «Обязательно старайтесь вставать для ночного поклонения! Это норма поведения праведников, живших до нас, и путь приближения к Аллаху. Это поклонение отдаляет от грехов, становится искуплением за ошибки и очищает тело от болезней» (Тирмизи, Да’ват, 101/3549).
Тем, кто всей душой проводит ночь и рассвет в поклонениях и размышлении, Аллах приготовил особые подарки. Так не лишайтесь их. И пусть у каждого из вас в каждой ниспосланной ночи найдется время и желание для встречи с Творцом тет-а-тет.