Все мы стремимся к спокойной жизни, далекой от несчастий и бед, но осуществимо ли это в полной мере? Очевидно, что нет, ведь Всевышний Аллах окружил людей испытаниями, которые, так или иначе, продлятся до самой их смерти.
Как же тогда мусульманину относиться ко всем бедам и трудностям, что встречаются у него на пути? Раз они неизбежны, необходимо уметь преодолевать их с терпением и выдержкой, не жалуясь на судьбу. О неизбежности испытаний в этом мире Всевышний Аллах говорит:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (аль-Бакара, 155-156).
Людей непременно постигают испытания, и в этом есть огромная мудрость. Так Всевышний Аллах отделяют праведных рабов от нечестивцев, верующих от неверующих, терпеливых от ропщущих и вечно недовольных.
«Как же удивительно положение верующего! Воистину все в его положении является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Когда его постигает нечто радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» – говорил посланник Аллаха (ﷺ).
Терпеливый мусульманин в любой ситуации оказывается в выигрыше, ведь даже во время несчастий он получает великие вознаграждения за свое терпение.
В другом хадисе Пророк (ﷺ) изрек: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов» (аль-Бухари и Муслим).
С таким отношением к трудностям каждый из нас сможет достойно пройти все испытания, которым подвергает нас Всевышний Аллах. Осознание того, что беды и несчастья возвышают нас по степеням и являются искуплением нашего ослушания, защищает нас от отчаяния и горя.
Это актуально! Читайте также: Как с помощью дуа сделать жизнь лучше?
Неверующие люди живут лишь ради бренного мира, не веруя в жизнь после смерти. Потому каждое несчастье этого мира становится для них тяжким ударом и причиной глубокой печали.
Экономические кризисы, увольнения, бедность, потеря имущества и близких являются для многих из них непреодолимыми испытаниями. Из-за этого многие предпочитают покончить жизнь самоубийством.
Мусульманин же никогда не отчаивается по поводу жизненных невзгод, ведь он живет для будущей жизни, зная, что эта жизнь в сравнении с вечностью очень коротка.
Люди не становились бы сильнее духовно, если бы Аллах не подвергал их различным испытаниям. Пророк (ﷺ) в своем достоверном хадисе сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из болезней» (аль-Бухари).
Как же Аллах может желать блага человеку, насылая на него болезнь? Всевышний хочет, чтобы посредством этой болезни или любой другой трудности человек очистился от грехов, проявил должное терпение и стал духовно сильным. Разве не является это достаточным благом?
Всевышний говорит:
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (аш-Шура, 30).
В этом аяте Всевышний Аллах поведал нам, что люди сами призывают на себя несчастья посредством своего ослушания. Комментируя данный аят, Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал:
«Это – самый обнадеживающий аят в Священном Коране. Если учитывать то, что Аллах прощает многие мои грехи, а также то, что мои грехи будут искуплены посредством этих трудностей, разве останется у меня хоть что-либо из грехов?»