Факих Абу Ляйс Самарканди (да будет милостив к нему Аллах) со своим иснадом передал от Исмагиля бин Абу Хакима, а он от Гумара бин Габдулгазиза (да будет доволен им Аллах). Поистине, Гумар бин Габдулгазиз (р.г.) сказал: «Поистине, Аллах не наказывает людей по причине злодеяний одного специального человека. Но даже если так, грешные люди получат свое наказание».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.). Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Есть люди, которые являются ключами от добра и замками от зла. Также есть люди, которые являются замками от добра и ключами от зла. Какая радость тому, в чьих руках ключ от добра. Он побуждает к исполнению шариата и удерживает от запретного. Какое сожаление тому, в чьих руках ключ от зла. Он призывает к злу».
О призывающих к истине Аллах сказал в Коране:
«Верующие мужчины и верующие женщины - друзья, сторонники и соратники. Благодаря своей вере они призывают к благому и отстраняют от запрещенного» («Ат-Тауба», 71).
Призывающие к запрещенным делам совершают деяния лицемеров. О них Аллах сказал:
«Все лицемеры - и мужчины, и женщины - подобны друг другу в том, что совершают неодобряемое и заставляют других делать то же самое» («Ат-Тауба», 67 аят).
Повелитель правоверных Гали бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Самое лучшее деяние - это призыв к благому и отстранение от запрещенного, а также чувство гнева к грешнику, то есть к его порочным деяниям».
Сагид Кутада сказал: «Поистине, когда Пророк (с.г.в.) был в Мекке, к нему пришел один мужчина. Он сказал: «Ты ли тот, который считает себя пророком?» Пророк (с.г.в.) сказал: «Да». Мужчина спросил: «Какое дело любит Аллах?» Он (с.г.в.)сказал: «Веру в Аллаха». Мужчина сказал: «А потом какое?» Он (с.г.в.) сказал: «Посещение родственников и близких». Мужчина сказал: «А потом какое?» Пророк (с.г.в.) сказал: «Призыв к благому и отстранение от запрещенного». Мужчина спросил: «А какое дело не любит Аллах?» Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Придание Аллаху сотоварищей». Мужчина спросил: «А потом какое?» Пророк (с.г.в.) сказал: «Забывание родственников». Мужчина сказал: «А потом какое?» Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Оставление призыва к благому и отстранения от запрещенного».
Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Габдуллы бин Джарира, а он от своего отца, который сказал: «Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Если среди одной группы будет человек, который совершает грехи, и его, имея силы, не удерживают от греха, то тогда Аллах сделает грешными их всех, и все они получат наказание до того, как покинут этот мир».
Факих (р.г.) сказал: «Пророк (с.г.в.) обязал тем, кто имеет силы, удерживать людей от совершения греха, когда их грехи явные. Потому что Аллах хвалил эту общину за то, что она удерживает людей от греха. Всевышний Аллах сказал:
«Вы, община Мухаммада, лучшая из общин, которую Аллах сотворил для пользы людей: вы повелеваете доброе, удерживаете от худого и искренне веруете в Аллаха. А если бы обладатели Писания уверовали так же искренне, как вы, было бы это лучше для них. Среди них есть такие, которые уверовали, но большая часть их преступает пределы веры и её установления» («Аль-Имран», 110). Слова «кунтум хайра уммати», то есть «вы лучшая из общин» означает следующее: в ляухуль махфуз (хранимая скрижаль) написано, что Аллах сделал общину Мухаммада (с.г.в.) лучшей общиной для обучения людей. Эта община призывает к исполнению повелений Аллаха и удерживает грешных от совершения греха. Дозволенное дело соответствует Корану и здравому уму. Запрещенное дело не соответствует уму и Корану. В другом аяте Аллах сказал:
«Совместный путь к истине под руководством Писания и Его посланника - это путь общины, призывающей к добру в религии и в жизни, поощряющей одобренное и удерживающей от неодобряемого. И пусть же из вас те, кто истинно уверовал, призовут других к добру, возгласят о праведном и запретят дурное. Тогда вы будете счастливы!» («Аль-Имран», 104). Буква «ля» в слове «лятакун» является буквой повеления, то есть Аллах приказывает призывать к добру и запрещать дурное. Поистине, Аллах опозорил многие народы по причине того, что они бросили призыв к благому и удерживание от зла. Аллах сказал в Коране: «Они не удерживали друг друга от запрещенных дел». В другом аяте Аллах сказал:
«Их раввинам и учёным мужам надо было бы удерживать их от греховных речей и пожирания недозволенного. Как скверно и дурно они поступали, что не удерживали их от совершения грехов» («Аль-Маида», 63).
Из книги "Танбихуль гафилин"