
Кааба была построена пророком Ибрахимом (а.с.) вместе с женой Хаджар (р.а.) и сыном Исмаилом (а.с.) в долине Мекки. В Священном Коране велено:
«Поистине, первым храмом, построенным для людей, был тот, что в Бакке (которую мы знаем как Мекку, и он был построен) как благословение и руководство для миров (став кыблой). В ней (Каабе) – ясные доводы, (среди них) – макам Ибрахима. Кто войдет туда, будет в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они в состоянии проделать этот путь. А кто не уверует (тот пусть винит себя) – ведь Аллах не нуждается в мирах» (Али Имран, 96-97).
Когда пророк Ибрахим (а.с.) завершил строительство Каабы, он обратил к Аллаху свою мольбу:
«Господь наш! Я поселил часть потомства в (бесплодной) долине, где нет злаков (там нельзя выращивать полезные растения), у Твоего Заповедного дома (Каабы). Господь наш! Пусть они (полноценно) выполняют намаз. Наполни сердца людей любовью к ним (к моей семье, которую я поселил в Мекке, и к их потомкам) и надели их (различными) плодами (которые произрастают в соседних регионах и привозятся из других стран), чтобы они были благодарны (Тебе)» (Ибрахим, 37).
Аллах принял его молитву и, чтобы его желание осуществилось, приказал ему:
«И объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест (земли)» (Хадж, 27).
С этого призыва началось поклонение хаджа, совершаемое посредством посещения Каабы. С тех пор Кааба, являясь «Байтуллах» (дом Аллаха), стала местом паломничества людей, приходящих с различных мест Аравийского полуострова.
Раньше хадж совершали в запретные месяцы Зуль-када, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб, во время которых запрещалось воевать. Чтобы облегчить выполнение этого предписания религии паломникам, прибывающим к Каабе со всех сторон Аравийского полуострова, обеспечить их пищей, водой, местом для отдыха, было организовано ряд служб.

Как сообщает Коран, в доисламский период арабы не верили в воскрешение после смерти, отчет за совершенные деяния, награду и наказание в Судный день:
«И ведь они говорили: «Нет иной жизни, кроме этой нашей земной жизни. И мы не будем воскрешены (после смерти)» (Анам, 29);
«Они (неверующие, отрицавшие воскрешение) говорили: «Нет другой жизни, кроме нашей земной жизни. Мы умираем и рождаемся, и нас просто уничтожает время». (Всевышний Аллах отвечает на это): Ничего они об этом (истинном порядке вещей в мире) не знают! Они всего лишь предполагают» (Джасия, 24);
«Они говорят: «Неужели нас воскресят после того, как мы умрем и превратимся в прах и кости? Нам обещают это (воскрешение), и нашим предкам до нас (обещали). Но это – лишь (лживые) сказки древних народов» (Муминун, 82-83).
На основе издания "Наш Пророк ﷺ"