Этот человек предал Пророка ﷺ и сам наказал себя

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَخُونُواْ اللّهَ وَالرَّسُولَ وَتَخُونُواْ أَمَانَاتِكُمْ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

«О, верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника (не выполняя повеления) и не покушайтесь на вверенное вам (на хранение) имущество сознательно» (Аль-Анфаль, 27).

По поводу причины ниспослания данного аята существует два риваята:

1. В первом сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении Абу Любабы ибн Абдульмунзира. В этом риваяте говорится, что посланник Аллаха (с.а.с.) осаждал крепость племени Бану Курайза на протяжении двадцати одной ночи.

Уставшие от осады иудеи племени Бану Курайза попросили у посланника Аллаха (с.а.с.) разрешение покинуть Медину и переселиться к своим братьям из племен Арзуат и Ариха в Шам на тех же условиях, о которых посланник Аллаха (с.а.с.) договорился с племенем Бану Надир.

Актуально! Читайте также: Битва у рва: чудо, произошедшее с Пророком (мир ему) во время подготовки к бою

Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил им, что не даст своего разрешения, пока они не согласятся с тем, чтобы решение в отношении них вынес Сад ибн Муаз. Они не приняли этого условия, сказав: «Отправь к нам Абу Любабу».

Они надеялись, что Абу Любаба отнесется к ним по-дружески, так как его семья, имущество и дети были у них. Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил к ним Абу Любабу. Они пришли к нему и спросили: «О, Абу Любаба! Что скажешь, соглашаться ли нам с решением, которое вынесет Сад ибн Муаз?».

Он же, проведя ладонью поперек горла, дал им понять, что его решение будет означать смертную казнь для них, тем самым говоря им не соглашаться с этим решением [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 162-163].

Абу Любаба сам рассказывал: «Клянусь Аллахом, еще до того, как я покинул их, я понял, что предал Аллаха и Его посланника».

Когда в отношении него был ниспослан этот аят, Абу Любаба пришел в Масджидун-Набави, привязал себя к одной из колонн и сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану ничего есть и пить до тех пор, пока не умру, или пока Аллах не примет мое покаяние».

Семь дней (в другом риваяте говорится девять дней) он ничего не ел и не пил, и в конце концов потерял сознание. Затем Аллах Всевышний принял его покаяние.

Читайте также: Тайная помощь Аллаха во время сражения у рва

Люди пришли к нему, чтобы сообщить ему эту радостную новость, говоря: «О, Абу Любаба! Твое покаяние принято». Они захотели отвязать его от колонны, но он сказал: «Я не позволю отвязать меня от этой колонны, пока посланник Аллаха (с.а.с.) не придет и сам меня не развяжет».

Посланник Аллаха (с.а.с.) пришел в мечеть и отвязал Абу Любабу. Абу Любаба сказал: «Чтобы мое покаяние было полным, я должен покинуть землю, на которой живет мой народ, и на которой я совершил свой грех, и раздать все свое имущество на пути Аллаха и Его посланника».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Абу Любаба! Для тебя будет достаточным раздать в качестве садака одну треть своего имущества» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 162-163; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 6/266].

Имущество мусульманина: откуда получает, на что расходует
Любое наше материальное поступление должно быть разрешено Исламом. Мусульманин не имеет права выбирать доход, исходя из расплывчатых “наверное, можно”, “кажется, халяль”. Разрешённых вариантов получения имущества несколько...
04.03.2020
5335

Также было сказано, что Абу Любаба привязал себя к колонне в мечети по причине раскаяния из-за того, что не принял участия в походе на Табук, и что по поводу этого поступка Абу Любабы и еще семи его товарищей был ниспослан 102-й аят суры ат-Тауба [Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 6/266].

«Есть и другие (люди), которые признались в своих грехах (в том, что не вышли на джихад). Они смешали добрые дела со злыми (отказ от сражения). Может быть, Аллах примет их покаяние. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)» (Ат-Тауба, 102).

ИншаАллах, более подробно об этом мы расскажем при разъяснении причин ниспослания этого аята.

2. В риваяте, переданном от Джабира ибн Абдуллаха, сообщается: когда Абу Суфьян вместе с караваном мекканцев отправился в путь, к посланнику Аллаха (с.а.с.) пришел Джибриль и сказал: «Абу Суфьян в таком-то месте».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал своим сподвижникам: «Абу Суфьян находится в таком-то месте, выходите наперерез ему, но держите это в тайне».

Однако один из мунафиков написал письмо Абу Суфьяну, в котором говорилось: «Мухаммад движется вам на перехват. Примите необходимые меры против него».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «О, верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника (не выполняя повеления) и не покушайтесь на вверенное вам (на хранение) имущество сознательно» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/146].

Суюти назвал данный риваят очень странным, а его цепочку, как и содержание, счел сомнительным [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/174].

Почему некоторые мусульмане отказались от хиджры?
Когда посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам переселиться в Медину, то некоторые из них остались в Мекке, отказавшись переселяться. В качестве порицания тех, кто отказался совершить хиджру, Аллах ниспослал аяты Корана.
24.09.2021
2339

Из книги «Асбабун-Нузуль»; автор: профессор Доктор Бадреддин Четинер

Социальные комментарии Cackle