Всевышний Создатель призывает нас избегать лживых изречений и мыслей. К сожалению, во все времена среди людей были те, кто для достижения каких-либо мирских целей готов был использовать любые средства, в том числе и ложь.
Особенно плохим качеством и большим грехом считается лживое свидетельствование. Настоящий мусульманин должен говорить только правду, даже если она принесёт ему вред, и ни в коем случае не опускаться до лжи.
О недопустимости лжи для мусульманина говорил и посланник Аллаха (с.а.с.), указывая на то, что ложь и лжесвидетельство – большие грехи. Но есть исключительные четыре случая, когда по исламу допускается ложь. Давайте их разберём.
1. Мусульманин может солгать, чтобы спасти своё имущество, жизнь или честь, если на него напал враг.
Обязанностью для каждого богобоязненного мусульманина является защита собственной жизни. Ведь именно пока он жив, он сможет выполнять возложенные Аллахом на него обязательства и поклоняться Единственному Создателю Вселенной. До тех пор, пока у мусульманина есть имущество, он может его расходовать на пути Творца и помогать нуждающимся. Исходя из этого, мы понимаем, что в таком случае мусульманину разрешено спасать свою честь и совесть перед лицом врага даже путём лжи.
2. Ложь также допускается, если нужно помирить два народа или мужа с женой.
Ложь является дозволенной, если она поможет предотвратить смуту в семье. От Умму Гульсум (р.а.) достоверно известно, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто налаживает отношения между людьми, говорит для этого хорошие слова и доводит до людей хорошие слова, не является лжецом».
3. Ложь дозволена на войне для достижения превосходства над врагом.
4. Ложь мужа, сказанная жене с целью сохранения благополучия в семье, является дозволенной.
От Асмы бинт Язид (р.а.) известно, что пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «О, люди! Что подталкивает вас ко лжи, словно мотылька, летящего на огонь?
Ложь запретна для сына Адама, кроме трёх случаев:
Но здесь крайне важно понимать, что под ложью мужа жене или жены мужу имеется ввиду обещание того, что может не произойти в обязательном порядке.
К примеру, муж хочет сделать жене подарок, сводить её в необычное место и обещает супруге это исполнить, но про себя добавляет: «Если позволит Аллах».
Если же речь идёт об обмане, который нарушает право женщины или мужчины, отбираются права, не принадлежащие одному или другому, то он является недозволенным.
Сафван Ибн Сулейм аз-Зухри (р.а.) говорит: «Один человек сказал: «О, посланник Аллаха! Можно ли мне солгать своей жене?»
Пророк (с.а.с.) ответил: «Нет блага во лжи!». Этот человек снова спросил:
– А если я хочу солгать для того, чтобы сделать её довольной своим обещанием? Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «В таком случае, нет на тебе греха!».
Здесь мы видим чёткую границу, разделяющую ложь и обещание. То есть ложь по-прежнему запретна, но дать обещание можно.
Алимы поясняют этот момент: ложь относится больше к прошлому, а в обещании речь идёт о ближайшем будущем, в котором данное обещание может быть исполнено.