Строить плохие предположения по отношению к верующим, основываясь лишь на сомнениях и подозрениях, является харамом.
Например, в одном из аятов Корана Аллах Всевышний говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ
«О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех» (аль-Худжурат 49/12).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِيَّاكُمْ وَ الظَّنَّ فَاِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الْحَدِيثِ وَ لَا تَحَسَّسُوا وَ لَا تَجَسَّسُوا وَ لَا تَنَافَسُوا وَ لَا تَحَاسَدُوا وَ لَا تَبَاغضُوا وَ لَا تَدَابَرُوا وَ كُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا كَمَا أَمَرَكُمْ اللَّهُ أَلْمُسْلِمُ أَخُ الْمُسْلِمِ لَا يَظْلِمُهُ وَ لَا يَخْذُلُهُ وَ لَا يَحقِرُهُ لتَّقْوَي هَاهُنا (ثَلَاثًا) وَ يُشِيرُ اِلَي صَدْرِهِ بِحَسَبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَي الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ وَ مَالُهُ وَ عِرْضُهُ اِنَّ اللَّهَ تَعَالَى لَا يَنْظُرُ اِلَي أَجْسَادِكُمْ وَ لَا اِلَي صُوَرِكُمْ وَ لَكِنْ يَنْظُرُ اِلَي قُلُوبِكُمْ وَ أَعْمَالِكُمْ
«Остерегайтесь подозрений, ибо подозрения самые лживые из слов. Не подслушивайте чужих разговоров. Не выискивайте недостатки других людей. Не хвастайтесь друг перед другом. Не завидуйте друг другу. Не испытывайте ненависти друг к другу. Не поворачивайтесь спиной друг к другу. О, рабы Аллаха! Будьте братьями друг другу, как того повелевает вам Аллах. Мусульманин брат мусульманину, он не причинит ему зла, не оставит его одного и не унизит его. Богобоязненность — вот здесь (и он указал на грудь, трижды повторив это). Принижение мусульманина, достаточно человеку в качестве зла. Для мусульманина является харамом кровь, имущество, и честь другого мусульманина. Аллах Всевышний не посмотрит на вашу внешность и на ваши тела. Но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела» (Тирмизи, Бирр, 9-10).
Если у мужа есть подозрения, что его жена неверна ему, имеет ли он право установить слежку за ней?
В другой версии этого хадиса есть дополнение:
وَ لَا يَخْطُبِ الرَّجُلُ عَلَي خِطْبَةِ أَخِيهِ حَتَّي يَنْكِحَ أَوْ يَتْرُكَ
«Пусть человек не просит руки женщины, к которой посватался его брат, до тех пор, пока они не расстанутся» (Бухари, Никях, 46).
Что же касается людей, которые в открытую совершают грехи или нечестие, то нам надлежит испытывать к ним ненависть ради Аллаха. Однако эта ненависть не должна основываться лишь на беспочвенных подозрениях. Следующий аят указывает на это:
فَمَا لَكُمْ فِي الْمُنَافِقِينَ فِئَتَيْ
«Что с вами, почему вы разделились на две группы по вопросу о лицемерах?» (ан-Ниса 4/88).
Суфьян ас-Саври (рахимахуллах) говорил: «Существует два вида предположений (подозрений), один из них грех, это когда человек высказывает свои подозрения вслух. Другой же вид грехом не является, это когда человек подозревая кого-то в чем-то, не высказывает своих подозрений».
Противоположностью плохих предположений являются хорошие предположения по отношению к Аллаху Всевышнему и верующим.
Слово не воробей: как сберечь свой язык от грехов
Первое, то есть хорошее предположение по отношению к Аллаху Всевышнему, является ваджибом. В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) говорится:
لَا يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ اِلَّا وَ هُوَ يُحْسِنُ الظَّنَّ بِاللَّهِ تَعَالَى
«Пусть никто из вас не умирает, не находясь в состоянии хорошего предположения об Аллахе Всевышнем» (Муслим, Джаннат, 19).
В кудси-хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится:
أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي
«Я такой, каким представляет Меня мой раб» (Бухари, Таухид, 15; Муслим, Зикр, 6).
В другом хадисе так же переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
حُسْنُ الظَّنِّ مِنْ حُسْنِ الْعِبَادَةِ
«Хорошее предположение, от красоты поклонения» (Абу Давуд, 89).
Василя (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي اِنْ ظَنَّ خَيْرًا فَلَهُ وَ اِنْ ظَنَّ شَرًّا فَلَهُ
«Я таков, каким представляет Меня мой раб, если он представляет благо (милость и Рай), то он получит то, что представляет. Если же он представляет зло (наказание и Ад), то он получит то, что представляет» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 3/58 (3888); Ибн Хиббан, Сахих, № 639).
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) говорится: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет другого истинного Бога, если раб будет предполагать об Аллахе только хорошее, то Аллах даст ему то, что он предполагал. И это потому что все благо во власти Аллаха» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 9/154 (№ 8772).
Полезный совет: как фильтровать свои слова
В хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах прикажет бросить одного из своих рабов в Ад.
Этот раб оказавшись на краю Ада, обернется и скажет: «О, мой Господь! Я предполагал о Тебе только хорошее».
Тогда Аллах Всевышний скажет: «Верните его. Я таков, каким представляет меня мой раб» (Байхаки, Шуабуль-Иман, № 1015).
Что же касается хороших предположений в отношении верующих, то если верующий совершает какие-то сомнительные поступки или дела, которые в равной степени могут быть правильными и неправильными, то в этом случае строить хорошие предположения является мандубом.
Что же касается праведного мусульманина известного своей справедливостью и богобоязненностью, то подозревать его в чем-то плохом, является харамом. Думать же о нем хорошее является мустахабом.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com