«И не ругайте тех (идолов), к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут ругать Аллаха из вражды и по невежеству (потому что они не знают Аллаха). Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем (в вечной жизни) они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали» (Аль-Анам, 108).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что, когда был ниспослан аят: «Вы (язычники) и все, чему вы поклоняетесь (идолы) вместо Аллаха, – растопка для (огня) Ада, в который вы попадете (чтобы остаться там навечно)» [Аль-Анбийа 21/98], многобожники сказали посланнику Аллаха (с.а.с.):
«О, Мухаммад! Либо ты перестанешь поносить и порицать наших богов, либо мы станем высмеивать того Бога, которому ты поклоняешься».
И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/102].
Это интересно! Читайте также: Когда и как, с точки зрения Ислама, появилось идолопоклонничество?
В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что в ответ на оскорбления, которым мусульмане подвергали идолов многобожников, многобожники стали ругать Аллаха.
И тогда Аллах запретил мусульманам становиться причиной того, чтобы невежественные люди, не познавшие Аллаха, ругали Его [Табери, Джамиуль-Байан, 7/208].
В другом риваяте сообщается, что одним из участников этих событий стал Абу Талиб, к которому многобожники обратились с просьбой, чтобы он вмешался в это дело и помешал мусульманам поносить их идолов.
В риваяте Судди об этом говорится следующее: «Когда Абу Талиб уже находился при смерти, курайшиты сказали: «Пойдем к этому человеку и попросим его, чтобы он уговорил своего племянника оставить нас в покое. Конечно, после его смерти мы могли бы убить его племянника, но мы стыдимся того, что в этом случае арабы станут говорить: «Когда Абу Талиб был жив, то не позволял им убить своего племянника, а как только он умер, они сразу же убили его».
Абу Суфьян, Абу Джахль, Надр ибнуль-Харис, сыновья Халефа Умаййа и Убайй, Укба ибн Абу Муайт, Амр ибнуль-Ас и Аль-Асвад ибнуль-Бахтари пришли к Абу Талибу и сказали:
«Ты наш старейшина и наш господин. Мухаммад издевается над нами и над нашими богами. Мы хотим, чтобы ты позвал его и запретил ему плохо отзываться о наших богах».
Абу Талиб позвал к себе посланника Аллаха (с.а.с.), и когда он пришел, сказал ему: «О, сын моего брата! Эти люди твое племя и сыновья твоего дяди».
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Чего они хотят?». Они сказали: «Не касайся нас, и наших богов, а мы не будем касаться тебя, и твоего Бога».
Абу Талиб сказал: «Твой народ поступил с тобой по совести и справедливости. Прими их предложение».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Допустим, я приму ваше предложение. Согласитесь ли вы тогда дать мне слово, произнеся которое, вам покорятся все арабы и не-арабы?».
Абу Джахль, выйдя вперед, сказал: «Да, клянусь твоим отцом, мы дадим тебе слово, которое ты требуешь от нас, и даже дадим в десять раз больше. Что это за слово?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Скажите: «Ля иляха илляЛлах».
Они отвернулись, скривив свои лица от недовольства. Абу Талиб сказал: «О, сын моего брата! Попроси их сказать другие слова, ты же видишь, что эти им не нравятся».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, дядя! У меня нет другого слова для них. Даже если они принесут солнце и положат мне его в руку, то и в этом случае я не скажу ничего другого».
Тогда многобожники сказали: «Или ты прекратишь ругать наших богов, или мы станем ругать Того, Кто приказал тебе это». И вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 153; Табери, Джамиуль-Байан, 7/207-208].
Актуально! Читайте также: Идолы, которые Аллах не дал уничтожить Ибрахиму