«Среди людей есть также те, кто жертвует собой (и имуществом), стремясь к довольству Аллаха. Аллах снисходителен к (Своим) рабам» (Бакара, 207).
В риваяте, переданном Раби` говорится: «Один из мекканцев принял ислам и решил переселиться в Медину к посланнику Аллаха ﷺ. Но многобожники воспрепятствовали ему и заключили его под стражу. Он сказал многобожникам: «Освободите меня и позвольте уйти. Взамен я оставлю вам свой дом и свое имущество». Сначала они не приняли его предложения, но затем, подумав, отпустили его, забрав себе его дом и его имущество. И этот человек вышел в путь, отправившись в Медину. В это время в Медине Аллах Всевышний ниспослал своему Посланнику ﷺ аят «Среди людей есть также те, кто жертвует собой (и имуществом), стремясь к довольству Аллаха».
Когда он приблизился к Медине, то его встретил Умар и сказал: «Твоя продажа принесла тебе прибыль». Он ответил Умару: «Пусть и твоя торговля не будет убыточной». Затем он спросил у Умара, что именно тот имел ввиду, говоря это. Умар ответил: «По поводу тебя был ниспослан такой-то аят».
В одном из риваятов, переданных от Икримы, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Сухейба ибн Синана ар-Руми и Абу Зарра аль-Гифари, Хаббаба ибнуль-Арата и Абиса раба Хувайтиба из числа мухаджиров. Сухейбу позволили покинуть Мекку в обмен на его дом и все его имущество; Абу Зарр и Хаббаб сумели бежать из Мекки, и таким образом все они сумели добраться до Медины [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 204].
Свое спасение из рук многобожников и прибытие в Медину Сухейб описывает следующим образом: «Когда, будучи в Мекке, я захотел переселиться в Медину к посланнику Аллаха ﷺ, я сказал им: «Я старый человек. Мое нахождение среди вас не принесет вам никакой пользы, как и мое присутствие среди ваших врагов не нанесет вам никакого вреда. Я дал слово ради ислама и считаю неприемлемым отказываться от своего слова, отпустите меня, и я отправлюсь в Медину».
Курайшиты сказали: «О, Сухейб! Когда ты пришел к нам, у тебя не было абсолютно ничего. Все имущество, которым ты владеешь, ты приобрел здесь. Мы ни за что не позволим тебе уйти, забрав все это с собой». Я сказал: «Хорошо, если я оставлю вам все свое имущество, выкупив за него свою душу, вы отпустите меня?». Они ответили: «Хорошо». Я оставил им все свое имущество, и они позволили мне совершить хиджру (переселение). Я покинул Мекку и прибыл в Медину. Когда посланник Аллаха ﷺ узнал о моем поступке, то сказал: «Сухейб получил прибыль, Сухейб получил прибыль»».
В хадисе, переданном по каналу Хаммада ибн Салямы от Саида ибнуль-Мусаййаба, эта история передается немного иначе: «Когда Сухейб покинул Мекку, чтобы совершить переселение к посланнику Аллаха ﷺ,группа курайшитов бросилась за ним в погоню, чтобы поймать его и вернуть обратно в Мекку. Когда Сухейб заметил преследование, то он остановил своего коня, спешился, достал из колчана стрелу, вложил ее в свой лук.
Когда курайшиты приблизились к нему на расстояние выстрела, он крикнул им: «О, курайшиты! Вам известно, что я самый лучший стрелок из лука среди вас. До того, как вы приблизитесь ко мне, я выпущу в вас все стрелы из моего колчана. Затем я достану свой меч и буду сражаться с вами, пока у меня в руках не останется обрубок от него. И только после этого вы сможете сделать со мной то, что задумали. Но если хотите, то вместо этого я могу вам рассказать о тех местах в Мекке, где хранится мое имущество. Забирайте его, а за это оставьте меня в покое, чтобы я мог продолжить свой путь». Они ответили: «Хорошо», согласившись на его предложение» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/223; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 1/260-261].
В тафсире Каваши упоминается о том, что данный аят был ниспослан в отношении Зубайра ибнуль-Аввама и его друга Микдада ибнуль-Асвада. Когда посланник Аллаха ﷺ в связи с убийством многобожниками Хубейба сказал: «Тому из вас, кто снимет тело Хубайба с дерева и доставит сюда, наградой будет Рай». Зубайр сказал: «Я и мой товарищ Микдад сделаем это» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/97].
Шииты из мазхаба Имамиййа говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Али ибн Абу Талиба. Хотя данное мнение является слабым. По их мнению, данный аят был ниспослан, когда посланник Аллаха ﷺ, отправляясь к горе Савр, чтобы затем отправиться оттуда в Медину, оставил Али в своей постели [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/97].
Табери указывает, что хотя данный аят и был ниспослан в отношении конкретных людей из числа сподвижников посланника Аллаха ﷺ, которые ради переселения вынуждены были оставить свое имущество, он охватывает абсолютно всех, кто ради переселения на пути Аллаха и ради противостояния на пути Аллаха вынужден отказаться от своего имущества.