С момента рождения Посланника Аллаха ﷺ человечество вступило в завершающий период своего существования на земле. Вместе с ним на мир снизошла великая милость Господа ко всем Его творениям.
Через превосходную нравственность, духовность, которым учит наилучшее руководство, наставление самого Создателя – Коран, люди обрели истинную формулу счастья, достоинства и успеха. Всевышний и Его Посланник ﷺ говорят:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довёл до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (Аль-Маида, 3);
«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Байхаки).
С тех пор верующим дана огромная сокровищница, благо которой лишь увеличивается и распространяется на всё окружение при её использовании.
Эта милость подобна блеску путеводной звезды, озарению: кто познал ценность его и воспользовался его светом, тот увидел дорогу, выводящую из мрака. Кто же не придал должного значения сему сиянию, остался блуждать в кромешной тьме.
Очень важно уметь ценить благо и восхвалять за него Всевышнего. Ведь, если оно уйдёт с рук, сожалению не будет предела. Ценить же – значит беречь, искренне стараться его продлить.
Всё дарованное мусульманам исламом – священно и нарушение этой святости начинается с легкомысленного отношения к ней, разделяя единое на важные и второстепенные фрагменты.
Ислам – единый сундук, наполненный благами, а ключ его – скромность:
«У каждой религии есть своя особенность (мораль), и особенностью Ислама является скромность (стыдливость)» (Бухари).
Потому не сможет удостоиться благ тот, кто подходит к нему надменно, рассуждая о его содержимом: «Это не очень нужно – я оставлю, а это более ценно – я возьму». Но, к сожалению, беспечность и невежество всё же стали распространяться среди верующих этой общины. Как сказал один человек: «Раньше мусульмане исполняли сунну, потому что это Сунна дорогого Посланника Аллаха ﷺ! Но сегодня они оставляют Сунну, говоря, что это – всего лишь сунна (а не фард)».
Так верующие утрачивают доступ к истинному пониманию Ислама, теряют его ключ. А как можно в последующем доверять тому, кто не сберёг вначале самое дорогое? И, поистине, с этого начинается разрушение цепи благ. Потому пророк Мухаммад ﷺ оставил своей общине предупреждение:
«Первое, что покинет эту умму (ближе к Судному Дню) – скромность (стыдливость) и доверие…» (Хайсами, «Аманати валь-Хая», 12428).
Спокойствие, мир, счастье и благополучие в общем, основаны на исламских ценностях. Когда же верующие теряют стыд перед Всевышним, скромность перед Его величием, уважение к святому, от этого страдают и все остальные.
Ибо единый эталон – истина, тот блеск путеводной звезды распадается на непонятные фрагменты, на который могли бы ориентироваться желающие.
Скромность, трепет, стыд перед Господом – наилучшие качества верующего. Неспроста на кораническом языке слова «скромность», «стыдливость» (хая) происходят от слова «хаят», означающего «жизнь».
Это указание на то, что живым (верующим) может считаться только скромное, способное стыдиться сердце: «Неразделимы стыдливость и вера: если покидает сердце одно, за ним следует и другое» (Сахих ат-таргиб уат-тархиб).
Также Пророком ﷺ сказано: «Стыдливость и немногословность – это два ответвления веры, а бесстыдство и напыщенные речи (дерзость) – это два ответвления лицемерия» (Ахмад, Тирмизи, Хаким).
Потому скромность естественно была присуща Посланнику Аллаха ﷺ, как о нём говорили его сподвижники: «Мухаммад ﷺ был более стыдлив, чем незамужняя девушка, и если ему что-то не нравилось, то мы узнавали это по его лицу (покраснению от смущения)».
Итак, из вышеприведённого следует, что это качество является одним из самых важных для мусульман. Оно ключ к пониманию Ислама, подтверждение веры и защита от грехов.
Верующим стоит уделить особое внимание состоянию своего сердца, поддерживать в нём чувство стыдливости, не поддаваясь современным тенденциям раскрепощённого, легкомысленного поведения.
Бережно и свято чтить всё, что связано с религией, не разделяя единое разным отношением к его разным элементам. Ведь и Господь сказал:
«Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом!» (Аль-Хадж, 30).
Трепет должен присутствовать и при вхождении в мечети, и в слушании Корана, и в отношении к старшим (по знанию, статусу, возрасту), и при упоминании имени Посланника Аллаха ﷺ.
Читайте также: Почему мусульмане слабые? Часть 3
А состояние такого стыдливого сердца отразится в поведении: потупленном взоре, тихом голосе и даже в скромной походке. Тогда, быть может, многим из этой общины удастся избежать участи быть в передних рядах тех, кого коснётся пророчество:
«Первое, что покинет эту умму (ближе к Судному Дню) – скромность (стыдливость) и доверие…»