«Поистине, ты – человек превосходного нрава» (Аль-Калям, 68:4).
В приведенном кораническом аяте ясно говорится о том, что наш Пророк (с.а.с.) обладал превосходным нравом. Употребленное в аяте выражение «превосходный нрав» подразумевает мораль Корана.
Не случайно, когда у благословенной Аиши (р.а.) спросили о нравственности нашего Пророка (с.а.с.), она ответила:
«Вы разве совсем не читаете Коран? Мораль Посланника Аллаха – это Коран». А затем она прочла приведенный выше аят (Имам Муслим, «Мусафирин», 139).
Наш Пророк (с.а.с.) является для нас лучшим примером во всех отношениях. Недаром Всевышний Аллах говорит:
«В Посланнике Аллаха для вас – прекрасный пример, для тех, кто надеется на Аллаха и Судный день и поминает Аллаха много [и часто]» (Аль-Ахзаб, 33:21).
Каждый сделанный шаг нашего Пророка (с.а.с.), любое высказанное им слово, каждое выполненное им дело и созданное им отношение являются образцом для нас, так как человек, которого Аллах предлагает нам в качестве образца для подражания конечно же станет для нас проводником и примером.
Как распространенные пророками истинные религии достигли вершины благодаря нашему Пророку (с.а.с.), также и нравственность достигла с ним совершенства и недосягаемой высоты. Чтобы стать примером для своей уммы, он просил у Всевышнего Аллаха дать ему прекрасный нрав и искал у Аллаха защиты от вреда, который может ему нанести плохой нрав:
«… Мой Аллах! Приведи меня к лучшему из деяний и к лучшему нраву. Только Ты можешь указать прямой путь к лучшим деяниям и к лучшему нраву. Защити меня от плохих поступков и худого нрава. Только Ты сможешь защитить от плохих поступков и худого нрава» (Имам Насаи, «Ифтитах», 16).
«Мой Аллах! Прошу Твоей защиты от разделенности, лицемерия и от худого нрава» (Имам Насаи, «Истиазе», 21; имам Тирмизи, «Дагват», 126). А теперь постараемся получше узнать нашего Пророка (с.а.с.), исходя из некоторых его превосходных нравственных качеств.
Когда ему было тридцать пять лет, в обществе он получил прозвище Мухаммад-Амин за его беспримерную правдивость и надежность. Мекканские многобожники старались прозвать его поэтом, прорицателем, околдованным бесовскими чарами, но никогда не называли его лжецом.
Даже Абу Джахль говорил: «Мы не считаем тебя лжецом, мы лишь считаем ложным то, что ты нам принес». В ответ на это был ниспослан 33-й аят суры «Ангам»:
«Мы знаем, что тебя [о Мухаммад] печалят их слова [об ошибочности ислама]. Они не считают тебя лжецом [в душе они знают, что ты – истинный пророк], но эти злодеи отрицают аяты Аллаха [по своему упрямству]!» (Аль-Ан‘ам, 6:33).
Абдуллах ибн Амр (р.а.) передал, что когда Пророк (с.а.с.) находился в их доме, его мать позвала ребенка, сказав: «Подойди ко мне, я кое-что дам тебе», и дала ребенку финики. Наш Пророк (с.а.с.) сказал:
«Если бы вы обманули ребенка, то вам записался бы грех одной лжи» (Имам Абу Дауд, «Адаб», 88; имам Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», II, 452).
В Благородном Коране о нем сказано: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Аль-Анбия, 21:107).
А он сам говорил: «Аллах милостив к тому, кто проявляет милосердие. Вы будьте милосердными к тем, кто на земле, чтобы находящиеся на небе были милосердны к вам» (Имам Тирмизи, «Бирр», 16). Аллах не будет милостив к тому, кто не проявляет милосердия» (Имам Абу Дауд, «Адаб», 16).
Наш Пророк (с.а.с.) часто говорил: «Я всего лишь раздатчик, дает же Аллах». Говоря о нем, Джабир (р.а.) сказал: «Наш Пророк ни разу не говорил «нет» тому, кто у него что-то просил». А благословенная Аиша сказала:
«Наш Пророк ни разу три дня подряд не насыщал свой желудок. Если бы захотел, то насытил бы. Однако он предпочитал накормить нуждающихся, а самому остаться голодным» (Имам Тирмизи, «Зухд», 38).
Наш Пророк (с.а.с.) на собраниях садился там, где находил свободное место, помогал в домашних делах, сам подшивал прохудившуюся одежду, сам покупал на базаре все необходимое для дома. Он так говорил о скромности и смирении:
«Кто отнесется к своему брату-мусульманину по-простому, того возвысит Аллах. А того, кто проявляет горделивость, старается показать свое превосходство, Аллах обязательно унизит» (Имам Абу Дауд, «Адаб», 16).
Когда нашего Пророка звали в гости, он шел ко всем, не делая различий между богатыми и бедными. Он часто заходил в дома к беднякам, расспрашивал их о жизни и здоровье. Он навещал больных, молился об их выздоровлении, давал им надежду, говоря: «ИншаАллах, вы скоро выздоровеете».
Ему не нравилась чрезмерная похвала. Наш Пророк (с.а.с.) говорил своим сподвижникам: «Не восхваляйте меня так, как христиане восхваляют Ису (а.с.). Я – раб Аллаха. Про меня говорите, что я раб Аллаха и Его Посланник».
Наш любимый Пророк (с.а.с.) был приветливым и мягкого нрава. Всевышний Аллах так охарактеризовал его в Священном Коране:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения» (Алю Имран, 159).
Девять лет проживший рядом с нашим Пророком (с.а.с.) и выросший около него Анас ибн Малик говорил о нем: «Он ни разу не сказал мне даже «уф». Он никогда не говорил напрямую о чужих недостатках. Обычно перед людьми он высказывался так: «Некоторые поступают таким образом...» Он никогда не выказывал недовольства данным ему подарком и всегда добром поминал подарившего.