Фото: Dmitry Rukhlenko / shutterstock.com/ru
Худайбийское перемирие: переломный момент в истории ислама
Узнав условия Худайбийского договора, а особенно тот факт, что в этом году сподвижники не смогут совершить таваф вокруг Каабы, они сильно возмутились. Большую часть из них составляли выходцы из Мекки, получается, они не могли войти в родной город.
Хотя многие и отнеслись с пониманием к этому трудному решению, уважаемый Умар (р.а.) пришел к Пророку ﷺ, чтобы выразить свое недовольство. И между ними произошел такой разговор:
Умар (р.а.) спросил:
– Посланник Аллаха! Разве мы не следуем истине? И разве они не на ложном пути?
Пророкﷺ на это ответил:
– Да, это так.
– Наши умершие в Раю, а их умершие в Аду. Разве не так?
– Да, это так.
– Тогда почему же мы позволяем унижать себя и свою веру этим договором? Почему мы собрались возвращаться назад? Пусть Аллах нас рассудит.
– О сын Хаттаба! Я – Посланник Аллаха, и Аллах никогда не лишит меня всего. Он не оставит меня в одиночестве.
Фото: Ислам-тудей.
Умар (р.а.), которого не успокоил этот разговор, в рассерженном состоянии вскочил на ноги и пошел к достопочтенному Абу Бакру. Между ними произошел такой разговор:
– Эй, Абу Бакр! Разве мы не следуем истине? И разве язычники не на ложном пути?
Абу Бакр (р.а.) также ответил:
– Да, это так. – после этого Умар (р.а.) у него тоже спросил:
– Наши умершие в Раю, а их умершие в огне. Разве не так? И на этот вопрос Абу Бакр (р.а.) ответил так же, как ответил Пророк ﷺ, сказав: «Да».
После этого Умар (р.а.) сказал так же сердито: «Тогда почему же мы позволяем унижать себя и свою веру этим договором? Почему мы так скоро возвращаемся назад? Пусть Аллах нас рассудит».
Абу Бакр дал на это жесткий ответ. Он сказал: «Сын Хаттаба! Он – Посланник Аллаха ﷺ. Конечно же, Аллах его не оставит».
Он никогда не мстил: нравственные качества Пророка Мухаммада ﷺ
Пророк ﷺ намеревался возвращаться в Медину, как того требовали положения договора. Он дал указания сахабам: «Вставайте, зарежьте ваши курбаны, а затем побрейте себе головы!» Но сахабы не торопились исполнять эти указания, молча сопротивляясь. Они вели себя так в надежде, что Пророк ﷺ изменит свое решение и войдет в Мекку. Несмотря на то, что Пророк ﷺ трижды повторил этот приказ, сахабы медлили с его исполнением, хотя и не отказывались его исполнять.
Наш Пророк ﷺ с грустным видом пошел к своей жене Умм Саламе (р.а.) и рассказал ей о положении дел. Он говорил с упреком: «Умм Салама! Что это случилось с людьми? Хоть я им и говорю, чтобы они резали своих жертвенных животных и побрили себе головы, никто из них не исполняет мой приказ».
Мать правоверных Умм Салама сказала: «О Посланник Аллаха! В таком случае, Вы сами выйдите и зарежьте свой курбан. Побрейте себе голову. Никому ничего не говорите. Если они увидят Вашу решимость, то последуют за Вами».
Фото: Ислам-тудей.
Достопочтенный Пророк ﷺ сделал так, как посоветовала Умм Салама. Позвав к себе своего цирюльника Хираша, он побрил голову. Увидев такую решимость Пророка ﷺ, сахабы побежали резать своих жертвенных животных и брить голову, да так быстро, что казалось, они вот-вот попадают друг на друга.
Сподвижники ждали прихода откровения по поводу договора. Из-за этого они выжидали и противились. Когда же они поняли, что откровения не будет, они без всяких сомнений исполнили приказ Мухаммада ﷺ. Сахабы ждали такого откровения, которое разрешит им несмотря ни на что войти в Мекку. Таковы были их ожидания. Но расчет Аллаха состоял в другом.
Здесь нам предоставляется возможность убедиться, насколько почитаемы были жены Пророка ﷺ, с каким почтением он к ним относился. Сам будучи пророком, которому ниспосылались откровения, Мухаммад ﷺ прислушался к совету своей жены, поступив так, как она сказала.
Из книги «Лидер и толерантность»