Самооценка играет большую роль, в том, как вы относитесь к самому себе, а также в том, что происходит в жизни. Самооценка может казаться современным, даже светским понятием, и многие могли бы подвергнуть сомнению имеет ли она место в исламе. В конце концов, ислам учит смирению, а не высокомерию, и казалось бы, чем меньше самооценки, тем лучше. Но в то время как хадисы осуждают высокомерие, они подчеркивают важность здорового чувства собственного достоинства.
В исламской этической теории, как высокомерие, так и низкая самооценка являются двумя сторонами одной медали, став результатом гнева. Излишняя злость может привести к одержимости или высокомерию. Но и излишняя мягкость может стать причиной ненависти к самому себе или робости. Некоторые люди страдают от обоих. В ситуациях, когда они под контролем, они деспотически и высокомерно властвуют над другими из-за внутреннего чувства позора. Однако в ситуациях, когда они менее уверены в себе, они могут проявлять глубокое чувство незащищенности так, что избегают психологически тяжелых для себя ситуаций, тем самым ограничивая себя в жизни.
С религиозной точки зрения, самооценка имеет неоценимое значение. Но как отличить чувство собственного достоинства от высокомерия? Абу Зарр однажды спросил Святого Пророка (мир ему), является ли высокомерием хотеть хороших вещей для себя. Святой пророк (мир ему) ответил, что это не является высокомерием, высокомерие - это, скорее, когда мы рассматриваем нашу честь более достойной, чем у других людей, или нашу кровь более ценной крови других людей. Он также предупредил, что любой человек хоть с пылинкой высокомерия в сердце не войдет в Рай без покаяния. Но, несмотря на эти предупреждения, люди часто предполагают, что они больше заслуживают благословения Аллаха из-за своей культуры, национальности, языка, имущества, социального класса, происхождения, профессии или уровня образования. Такой способ мышления является тяжким грехом, эти аспекты также ложные основания для самоуважения. Те, кто ценят себя, прежде всего, из-за внешних факторов - таких, как богатство – на самом деле, не имеют истинного достоинства, так как самоценность должна исходить изнутри.
Внешние факторы могут повлиять на наше внутреннее чувство достоинства. Жизненные достижения могут заставить нас уважать себя больше, а отсутствие достижений может привести к обратному. По этой причине, Ислам подчеркивает важность труда не только, чтобы люди не обременяли общество, но и развивали чувство собственного достоинства. Так, как мы относимся к себе, влияет на то, как относятся к нам окружающие и на то, как мы ведем себя. Человек с чувством собственного достоинства не будет опускаться до совершения аморальных действий. Чувство достоинства важно как для мужчин, так и женщин - так как люди, которые уважают себя, не унижают себя неуважительными отношениями. Самоценность, как правило, связана с контролем своих желаний.
Но, несмотря на отношения между внешними делами и внутренним достоинством, самоуважение не может прийти только из внешних достижений. Некоторые люди становятся очень успешными в обществе и все же, внутри себя испытывают не любовь к себе. Хотя мы и должны стремиться к позитивным достижениям, мы не можем полагаться на других людей, чтобы они дали нам самооценку, если нам не хватает чувства собственного достоинства, мы в конечном итоге отказываемся верить в их похвалу. Что еще более важно, мы должны помнить, что в любой момент мы можем потерять «внешние» достижения.
Мы можем потерять работу, дом, популярность, семью, или здоровье. Поэтому, опираться на мирское крайне опасно, тем более, что Аллах часто испытывает нас, отнимая у нас то, к чему мы наиболее привязаны. Потеря мирского может быть особенно сложным для человека с низкой самооценкой, так как это заставляет человека столкнуться с самим собой. В то время как некоторые люди в ладах с самим собой, другие делают все возможное, чтобы избежать самих себя и обращаются к другим отвлекающим факторам. «Я» может стать источником боли, особенно если кто-то страдает от ненависти к себе или испытывает потерю или горе. Тем не менее, иногда - например, во время болезни мы остаемся наедине с самим собой и с Аллахом. Если это не случится с нами в этом мире, это, безусловно, произойдет в следующем. Если у нас есть сложные отношения с самими собой, эти моменты становятся еще сложнее. Но если мы в гармонии с самим собой, то жизнь становится спокойной.
Pakobserver