Эти люди братья шайтана

«Поистине, расточительные люди – братья шайтанов [то есть находятся на их пути]. А шайтан был неблагодарен своему Господу» (Аль-Исра, 27).

Потребности человека никогда не иссякнут, он будет искать любые пути, чтобы удовлетворить свои потребности, и, не жалея, тратит накопленное состояние. Он даже не обращает внимания на разумность своих затрат. Из-за такой слабости человека, наш Господь запретил растрачивать добро, осудил расточителей и объявил их друзьями шайтана. Хотя в Коране и поощряется инфак – трата имущества на пути Аллаха, но вместе с тем указано, что это должно иметь разумные пределы.

Человек не должен доводить себя до нищеты и не имеет права оставлять без средств к существованию находящихся в его попечении родных и близких. Осуждается такой подход, когда кто-то говорит: «Разве это не мое имущество? Разве не я его заработал? Разве я не могу тратить его, как захочу?» Такое использование имущества расценивается как исраф, расточительство, неразумная трата своего добра.

Влияние исрафа на нафс
Именно нафс толкает к исрафу. Желание жить на широкую ногу и нежелание испытывать напряжение от недостатка приводят человека к беспечности. Некоторые думают: «Зачем ущемлять себя, экономя, когда ты можешь позволить себе лёгкую жизнь?»
05.08.2020
5650

Расточительство приводит к такому использованию имущества, которое не разрешено шариатом, к расходованию своего достояния на греховном пути. Вот тогда человек и становится братом шайтана, потому что шайтан проявил неблагодарность к Аллаху, не отплатил добром за все блага, дарованные ему Господом. Можно считать, что расточители не отдают должное за имущество. Они скупятся отдавать вещи тем, кто имеет на них право. Ведь они должны, не растрачивая вещи, отдавать их тем, кто этого заслужил. Али (р.а.) считал добродеянием, если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. А если человек расходует лишь напоказ, то все его потраченное добро уходит в долю шайтана.

В другом аяте говорится, что непокорные Аллаху становятся сторонниками шайтанов: «К тем, кто закрывает глаза на наставления Милостивого [Куръана], Мы направляем шайтана, и он становится его товарищем [до конца его земной жизни]» (Аз-Зухруф, 36).

Как правильно составить завещание по исламу?
Меня интересует вопрос: могу ли я по Шариату указать в завещании, допустим, потратить 10% наследства на строительство мечети в моем родном селе?
05.02.2020
3880

Расходование своего имущества на пути Аллаха – инфак  – имеет строго определенную меру. Даже оставление собственного имущества по завещанию на пожертвования согласно шариату ограничено в определенной пропорции (не более одной трети). Перечисляя качества верующих, Куръан выделяет и такую их особенность − они выбирают умеренность в расходовании средств.

«Когда они расходуют [средства], то не бывают ни расточительны, ни слишком скупы. Они соблюдают умеренность [в расходах]» (Аль-Фуркан, 67).

Как мусульманину следует относиться к деньгам?
В нашей религии есть конкретные рекомендации, как человеку следует правильно относиться к деньгам – как их зарабатывать, тратить, что можно делать с деньгами, а чего следует избегать, как быть, если оказался в нужде, и прочее. Рассмотрим эти рекомендации.
29.10.2018
22343

О необходимости выбирать средний путь в расходовании средств говорил и наш Пророк (с.а.с.), который утверждал, что умеющему экономить не грозит бедность, что бережливость в повседневных расходах составляет половину необходимых средств. Аллах дает добро, кому пожелает, и отбирает его, у кого пожелает. Если мы сегодня истратим свою собственность, проявив чрезмерную расточительность, завтра можем все потерять и оказаться в нужде. Во времена нашего Пророка (с.а.с.) один из сахабов, у которого было пятьсот финиковых пальм, собрал и раздал весь свой урожай, а к себе домой не принес ничего. И тогда Всевышний Аллах повелел:

«И не приковывай руку к шее [будучи скупым], но и не раскрывай ее широко [будучи расточительным], иначе столкнешься с порицанием [в первом случае, а во втором] будешь сожалеть [лишившись имущества]» (Аль-Исра, 29).

Запрещено расточительство личного и общественного имущества, насколько бы велики не были наши возможности. И наоборот, поощряются бережливость и экономия средств. Ведь человечество испытывает нехватку средств вследствие неразумного их расходования. Из-за чрезмерных расходов даже государства вынужденно берут огромные кредиты и таким образом открывают дорогу экономическому кризису. Подорожание жизни, загрязнение окружающей среды, истощение природных запасов − все это тоже во многом является следствием неправильного расходования имеющихся средств.

Именно поэтому мы обязаны избегать сатанинского расточительства, чтобы завтра мы сами и наши дети могли жить достойно, ни перед кем не склоняя свои головы.

Социальные комментарии Cackle