Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Мир этот — тюрьма для верующего и Рай для неверного». (Муслим)
Неужели это означает, что, принимая Ислам, человек будто попадает в тюрьму и его свобода с этого момента будет сильно ограничена? К сожалению, неправильное понимание этого хадиса может привести к плачевным последствиям, поскольку никто не хочет добровольно становится заключенным.
Заключенные, как правило, бывают лишены двух вещей, которые люди любят больше всего:
1- Собственного дома, где человек чувствует себя в безопасности и комфорте.
2- Компании близких людей, которые дарят вам любовь и радость/
Какое отношение это имеет к данному хадису?
Дом
Этот мир кажется для верующего тюрьмой не потому, что верующий страдает от запретов и ограничений, а потому, что душа верующего стремится быть в другом, более светлом, радостном месте, где она будет по-настоящему счастлива. Стремится быть дома.
Неважно, насколько прекрасна жизнь верующего, но его ждет другая, совершенная и лишенная любого страдания жизнь. Эта мирская жизнь временно удерживает верующего от возвращения домой. В этом смысле мирская жизнь подобна тюрьме.
Тот же, кто не верит в Аллаха и следующую жизнь, считает, что наша жизнь - конечное и единственное место назначения. И, думая таким образом, неверующий пытается обустроить эту жизнь, превратив ее в свой дом, и сделав Раем.
Однако этот мир несовершенен. Он не может считаться истинным домом души. Это, скорее, испытательный полигон, где душа проходит испытания, встречаясь с бедами, страданиями и всевозможными лишениями. Неверующие же, в свою очередь, пытаются создать несовершенный рай в этой жизни, отказываясь от борьбы за лучшее место.
Это все похоже на то, что человек, находясь в заточении, заставляет себя поверить в то, что жизнь в его камере вполне комфортна и приятна. Они обустраивают свою камеру, добавляя элементы уюта, не позволяя своей душе надеяться на возвращение в свое собственное комфортное и свободное от всех ограничений жилище.
Но верующий осознает, что стены и решетки его камеры – лишь временное неудобство и скоро срок его заключения истечет. Тогда он сможет вернуться к себе домой, который ждет его за воротами тюрьмы.
Таким образом, жизнь этого мира является тюрьмой для верующего и раем для неверующих. Верующий понимает реальность своего положения.
Близкие и любящие люди.
Быть вдали от близких, возможно, труднее для заключенного, чем быть вдали от домашнего уюта. Дом - это только дом, пока в нем не живут люди, которые будут заботиться о вас, принимать вас таким, какие вы есть и приносить вам радость.
Часто те, кого мы любим, разочаровывают нас, причиняют нам боль, болеют и, к сожалению, умирают. Но неверующие, считая мирскую жизнь единственной, превращают тех, кого они любят в единственный источник радости и счастья.
Это похоже на заключенного, не осознавшего своего положения. Этот заблуждающийся узник считает своих сокамерников членами своей семьи.
Однако верующий понимает, что он временно разлучен с Тем, кто безмерно его любит и одаривает бесконечной милостью и благами. Верующий знает, что его освобождение – вопрос времени. Освободившись из заключения, он воссоединится с тем, к Кому стремилась его душа. Верующий ждет этой встречи и готовится к ней.
«Мир этот — тюрьма для верующего и Рай для неверного». (Муслим).
Нельзя преуменьшать смысл этого хадиса или трактовать его превратно. Этот хадис обладает глубоким смыслом.
Эта жизнь - тюрьма для верующего, потому что его душа томится вдали от своего родного дома и истинной любви: Рая и Всевышнего Аллаха.
Это понимание должно принести верующему утешение. Это вселяет большую надежду, что, хотя эта жизнь в какой-то мере комфортна и полна любви наших близких, она никогда не сравнится с Раем. Да, мы в тюрьме, но срок нашего пребывания в ней ограничен. Поэтому мы должны использовать это время с максимальной пользой.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Аллах поступает с нами так, как мы думаем о Нем...
Мирская жизнь как большая игра
Прозрачная борьба с темной стороной