Фото: Garakta-Studio / elements.envato.com
Не води дружбу с человеком, чье состояние не вдохновляет тебя и чьи слова не подталкивают к Аллаху.
Пояснение: Не выбирай для себя духовным учителем (шейхом) того, кто своими поступками не напоминает тебе Аллаха, чьи речи не призывают на путь Аллаха.
Истинный шейх – это человек, при взгляде на которого его состояние напоминает об Аллахе, и который призывает людей на путь Аллаха. Если шейх не таков, то не следуй за ним.
Перед тем, как установить духовную связь с одним из шейхов, мюриду следует узнать, в каком духовном состоянии тот пребывает, и послушать его речи. Если он встретит шейха, своим духовным состоянием и речами ведущего к Аллаху, то ему надо постараться установить с ним духовную связь и всецело предаться ему, выкинув из сердца любые возражения.
Согласно тому, что сообщается в книгах по тасаввуфу, кто обладает одним из этих пяти особенностей, тот не подлинный шейх:
Кроме всего этого, шейху нужно соответствовать некоторым требованиям:
Если брать себе в шейхи людей, не соответствующих этим требованиям, то это принесет мюриду не пользу, а только нанесет вред. В следующем хикмате тоже указывается на это.
Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com
Дела, исходящие от воздержанного сердца, не умаляются. Дела же, исходящие от алчущего сердца, не приумножатся.
Пояснение: Человека, который отрекся от бренного мира, от его наслаждений (или же от всего, кроме Аллаха), называют аскетом (захид). А человека, склонного к мирским удовольствиям, называют алчущим (рагиб).
Дела, исходящие из аскетичного сердца, даже если их очень мало, весьма ценны перед Всевышним Аллахом. Дела же человека, имеющего сердечную привязанность к бренному миру, не имеют никакой ценности, даже если их очень много.
Вот хадис-шариф со схожим смыслом: «Малое количество дел, совершенных в сфере Сунны, гораздо лучше большого числа дел, совершенных в сфере вредных новшеств (бидгата)».
Разве есть больший бидгат, чем любовь к мирскому, погружение в нее? Ни во времена Расуль Акрама ﷺ, ни во времена благородных сахабов не было ничего подобного.
Пусть твоей целью станет исключительно Аллах
Хорошие деяния – результат хороших состояний. А хорошие состояния возникают из нисходящих в сердца озарений.
Пояснение: Деяния (амаль) – это действия физического тела, сформировавшегося в результате духовной борьбы. А состояния (ахваль) – это действия сердца. Стоянка же (макам) – это удовлетворенность сердца, обретение им покоя в определенном состоянии.
К примеру, если возьмем воздержание (зухд), то человек сначала проявляет старание и усердие, оставляет всё мирское, все удовольствия бренного мира, затем терпеливо перенося все трудности, обретает состояние зухда, аскезы. После этого милость Аллаха опускается в сердце, и человек в этом состоянии обретает душевный покой, получает удовольствие от такого состояния.
Следовательно, образование стоянки (макам) приводит к хорошему состоянию (халь), а хорошее состояние требует добрых деяний. Иначе говоря, хорошие деяния – это результат хороших состояний, они же появляются в результате достижения определенных стоянок (макам).
Из книги «Хикам аль-Атайя»