Гнев, - иными словами, сильное раздражение, агрессия - это естественная эмоциональная реакция человека, когда в его жизни случается что-то неожиданное и неприятное для него.
Вам пришлось долго стоять в пробке в общественном транспорте, и теперь вы опаздываете на работу. Человек, с которым вы договорились встретиться, заставил себя ждать целых полчаса, и из-за него у вас срываются все остальные планы.
И в довершение всего вы приходите домой, где оказывается, что ваши дети перевернули в комнате все вверх дном во время игры. Накопившаяся усталость, раздражение наконец находят выход – вы срываетесь на своих близких, кричите, ругаетесь, а потом начинаете сильно жалеть о содеянном.
Следует отметить, что чувство гнева может в некоторых случаях быть благородным качеством. К примеру, гнев на врага, который угрожает его родине и его близким, побуждает человека встать с оружием в руках на их защиту.
Гнев не дает человеку молчать, когда в его присутствии делается что-то неправильное, несправедливое. В конце концов, гнев может быть обращен даже внутрь себя – когда человек понимает, насколько грешной и дурной была его жизнь, он сердится на самого себя, и это дает ему возможность исправиться.
То есть, гнев – это некое средство, орудие, которое может быть и полезным, и вредным, в зависимости от того, как им пользуются. Если гнев используют в разумных пределах, он дает положительный эффект, однако, его неконтролируемое использование приводит к разрушению.
В чем вред неконтролируемого гнева?
Если человек не привык сдерживать себя, то в порыве гнева он может совершить такие поступки, о которых впоследствии будет сильно жалеть. Он может накричать на близких ему людей, наговорить им каких-то обидных и несправедливых слов, может даже ударить человека. Более того, сколько преступлений – даже убийств – совершается именно под влиянием гнева, когда человек дает волю своим эмоциям.
С точки зрения религии, гнев также очень опасен. В гневе муж может сказать слова развода своей жене – и их брак будет расторгнут. В гневе человек может произнести слова проклятия и богохульства, и, как следствие, впасть в неверие.
С точки зрения медицины, привычка выходить из себя также наносит большой вред здоровью человека. В момент раздраженности мышцы и суставы тела сжимаются, кровь медленнее циркулирует, баланс нервной, гормональной и сердечно-сосудистой системы нарушается, повышается кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений и уровень адреналина в крови.
Мозговая активность (особенно височной и лобной долей) повышается, так же, как и увеличивается выработка желчи в организме. Недаром, раздражительных людей называют желчными – действительно, многие болезни пищеварительной системы (гастрит, язва желудка, воспаление желчного пузыря) чаще встречаются именно у эмоциональных людей, которые выходят из себя по любому поводу.
Даже с житейской точки зрения гнев в большинстве случаев попросту бесполезен. Разумеется, человеку не всегда легко взять себя в руки и сдержаться, но, если он все-таки сумеет сделать над собой усилие, он гораздо быстрее решит свои проблемы.
Чувство гнева, наоборот, мешает нам сосредоточиться и подумать, как можно выйти из неприятной ситуации. Более того, когда наши эмоции выходят из-под контроля, мы не решаем свои проблемы, а лишь усугубляем их и создаем себе новые.
В древней японской сказке рассказывается о скандальном самурае, который однажды пришел к мудрецу и попросил показать ему, что есть рай и ад. Мастер пренебрежительным тоном сказал ему: «Ты осел. Я не могу тратить на тебя время».
Самурай, чья гордость была задета, вскипел гневом, выхватил меч и закричал: «Я убью тебя за такое высокомерие!»
На что учитель ответил: «Смотри, вот это и есть ад». Самурай был так ошеломлен словами мастера, что успокоился и вложил меч в ножны. Затем поклонился учителю и поблагодарил за этот урок. «А это и есть рай», - сказал учитель.
Осознание своих эмоций и изменение своих эмоций – это два действия, которые идут рука об руку. Это осознание – основное умение, на котором строятся другие навыки овладения эмоциями, как например, самообладание. Понимание того, что вызвало гнев человека, обеспечивает ему большую духовную свободу, чем просто реакция на раздражение. Если человек в состоянии сделать шаг назад, рассмотреть ситуацию более широко и переосмыслить ее в положительном ключе, он сможет погасить пламя гнева.
Пророческие советы относительно гнева
Из исламской истории мы знаем, что наш Пророк (мир ему и благословение) был очень сдержанным и мягким человеком, он выходил из себя чрезвычайно редко – только если люди совершали что-то греховное и запретное. Сподвижники рассказывают, что в этом состоянии лицо его краснело, так что окружающие сразу понимали, что он на что-то сильно рассержен.
К примеру, однажды некоторые сподвижники пришли к Пророку (мир ему и благословение) и пожаловались на Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), который без необходимости удлинял коллективный намаз. Тогда Пророк (мир ему и благословение) повернулся в сторону Муаза (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Муаз, разве ты смутьян?!» – и повторил эти слова три раза.
Но Пророк никогда не гневался по пустякам, - даже если его оскорбляли, он никогда не отвечал злом на зло и грубостью на грубость.
Существует история, что однажды такая сдержанность Посланника (мир ему и благословение) помогла одному человеку принять ислам. Передается, что в Медине жил некий иудейский ученый, который давно чувствовал, что Мухаммад (мир ему и благословение) – это и есть обещанный пророк, которого они долго ждали. Для того, чтобы окончательно убедиться в его миссии, он решил проверить, как Пророк (мир ему и благословение) отреагирует на оскорбительное поведение – ведь известно, что пророки самые благородные и терпеливые из людей.
Как раз в то время Пророк (мир ему и благословение) нуждался в средствах для нужд мусульманской общины, и этот человек предложил взять у него взаймы на определенный срок. Но за несколько дней до наступления назначенного срока этот иудей пришел к Пророку и стал в грубой форме требовать у него возврата долга, осыпая его и его сподвижников оскорблениями.
Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), который находился тут же, разумеется, вскипел гневом и пригрозил убить этого человека за его дерзость в адрес Пророка. Однако, сам Посланник (мир ему и благословение), который терпеливо и спокойно выслушивал эти грубости, велел Умару оставить иудея в покое, а наоборот, пойти к нему домой и отдать долг, более того – дать ему дополнительное вознаграждение за угрозы в его адрес.
По дороге иудейский ученый признался Умару, что он таким образом хотел проверить – действительно ли перед ним истинный пророк, ведь в предыдущих Писаниях было сказано, что пророки будут проявлять терпение во всех обстоятельствах, даже самых неприятных. Теперь он убедился, что Мухаммад – это истинный Посланник Аллаха. После этого он принял ислам и раздал половину своего имущества на нужды мусульманской общины.
Наш Пророк (мир ему и благословение) многократно предостерегал людей от проявлений неконтролируемого гнева и раздражительности. Одному сподвижнику, который просил дать ему какой-то короткий совет, чтобы он мог его легко запомнить, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не гневайся!» Сподвижник несколько раз переспросил, но каждый раз Посланник повторял ему эти же слова: «Не гневайся!»
В другом хадисе сказано:
«Не тот силён, кто побеждает других. Силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе».
Что нам известно из пророческих хадисов о том, что делать, если человеком овладел гнев?
1. Пророк (мир ему и благословение), говорил о гневе как о наущении шайтана, поэтому советовал людям в таком состоянии просить у Аллаха защиты от него.
Сулейман ибн Сурад (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
«Однажды я сидел рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Рядом были два человека, которые ругались друг с другом. Лицо одного из них стало красным от ярости, вены на его шее вздулись. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Я знаю слова, которые помогают пройти гневу. Если человек скажет: «Аузубилляхи мина ш-шайтани р-раджим» (прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана), то состояние гнева пройдет».
Сподвижники, которые присутствовали рядом, передали совет Посланника Аллаха (мир ему и благословение) человеку, которым овладел гнев» (Бухари).
2. В другом хадисе сказано, что человеку, которым овладел гнев, следует пойти и умыться, совершить омовение. Это подтверждает современная медицина, поскольку вода имеет успокаивающее действие на организм:
«Гнев – от шайтана, и, поистине, шайтан сотворён из огня; если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит омовение, так как гнев – это огонь, а вода гасит огонь». (Абу Дауд)
3. Также человеку, который чувствует, что выходит из себя, следует поменять положение тела:
«Если тот, кто испытывает гнев, стоит, то пусть сядет. Если он сидит, то пусть ляжет». (Бухари)
То есть, как мы видим, раздраженному чем-то человеку следует обратиться к Аллаху за защитой, поменять положение тела и по возможности, пойти сделать омовение.
Если человек склонен к раздражительности, ему следует стараться преодолевать свою вспыльчивость, поскольку грубость, насилие, использование оскорбительных слов не только не решают наши проблемы, но еще больше усугубляют их. Такое поведение никогда не докажет нашу правоту и не поможет нам получить контроль над ситуацией.
Как мы сказали, гнев уместен, если мы видим, что человек совершает что-то запретное – но при этом необходимо держать себя в руках, не переходя границы приличия, не срываясь на крик и оскорбления.
Недопустимо говорить другому человеку такие слова, как «лицемер», «вероотступник», «безбожник». Сделать замечание следует мягко – в противном случае мы вызовем лишь ответное раздражение и спровоцируем ссору.
И пусть Всевышний нам поможет в овладении своим гневом.
Анна (Муслима) Кобулова