«Расходуйте (свое имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель. Совершайте добрые дела, поистине, Аллах любит делающих добро» (Бакара, 195).
В риваяте, переданном от Ша`би, сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении ансаров, не расходовавших свое имущество на пути Аллаха. Икрима же в общих чертах говорил: «Данный аят был ниспослан по поводу необходимости расходования средств на пути Аллаха».
Риваят, переданный от Абу Джубайра и Ибн Даххака, вносит ясность в данный вопрос: «Ансары по мере всех своих сил раздавали садака, кормя бедняков на пути Аллаха. Один год выдался неурожайным, и из-за этого они не смогли раздавать садака нуждающимся. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 41].
Эти риваяты полностью соответствуют смыслу первого предложения этого аята. Если же рассматривать первое предложение вместе с продолжением аята, в котором говорится «и не обрекайте сами себя на погибель», то риваяты, представленные ниже, будут выглядеть более подходящими.
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по его собственной цепочке от Эслема ибн Имрана ат-Туджиби, сообщается: «Мы участвовали в осаде Константинополя. Войском Шама командовал Фудала ибн Убайд аль-Ансари, а египетским войском командовал Амир ибн Укба аль-Джухани. Византийцы, выйдя из-за крепостных стен, пошли в атаку, двигаясь огромной шеренгой. Мусульмане также выстроились в огромную шеренгу и двинулись навстречу врагу. Из рядов мусульман выскочил один человек и бросился в одиночку на ряды неприятеля. Люди стали кричать ему в след: «Субханаллах! Он сам подверг себя опасности!».
Абу Аййуб аль-Ансари встал и сказал: «О, люди! Вы толкуете и понимаете этот аят так, как нельзя его толковать и понимать. Этот аят был ниспослан в отношении нас – ансаров. Когда Аллах Всевышний укрепил и усилил эту религию, и когда увеличилось количество тех, кто мог оказать помощь другим, мы тайком от посланника Аллаха ﷺ стали говорить друг другу: «Часть нашего имущества погибла. Займемся немного своим имуществом и восстановим утраченную часть».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «...не обрекайте сами себя на погибель». Таким образом Аллах Всевышний дал нам ответ на наши мысли «Часть нашего имущества погибла. Займемся немного своим имуществом и восстановим утраченную часть».
Опасность, о которой говорится в этом аяте, это то, что мы задумали сделать. Так как нам было приказано совершение противостояния на пути Аллаха. А мы, заботясь о собственном имуществе, тем самым как бы отказывались от противостояния на пути Аллаха и обрекали себя на погибель».
Абу Аййуб аль-Ансари продолжал вести противостояние на пути Аллаха, участвуя в осаде Константинополя, пока Аллах Всевышний не забрал его душу [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/13; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 42; Табери, Джамиуль-Байан, 2/119].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ призвал людей готовиться к противостоянию на пути Аллаха. Некоторые бедуины, находившиеся в Медине, сказали: «Как нам подготовиться? У нас нет никаких припасов, и никто не дает нам припасы».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Расходуйте (свое имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель...» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/241].
В риваяте, переданном от Нумана ибн Башира, упоминается совершенно другая причина ниспослания. Он говорил: «Иногда человек совершает грех, а затем говорит: «Аллах никогда не простит мне совершенного греха». Вот по этой причине и был ниспослан аят «...и не обрекайте сами себя на погибель» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 42].
В данном случае в качестве погибели (опасности) рассматривается ситуация, при которой человек, потеряв надежду на прощение, отказывается от покаяния и мольбы о прощении.