Фото: elements.envato.com/ru, автор: Chalabala.
Нет ни одной другой благой черты характера, которая столь часто упоминалась и восхвалялась в Коране, как богобоязненность. Как богобоязненный человек удостаивается высокой степени перед Аллахом; благодаря чему принимаются его поклонения; как он становится другом и любимцем Аллаха:
«Кто боится Аллаха (выполняя Его повеления), тому Он простит дурные поступки и увеличит награду» (ат-Таляк, 5).
Это интересно: Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе
«О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду!» (аль-Ахзаб, 70).
«...и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех» (аль-Бакара, 189).
Слово таква (богобоязненность) происходит от глагола «وَقَي» означающим «защищать», «беречься», «остерегаться». Слово «وقاية» означает «защищаться от чего-то опасного».
Фото: elements.envato.com/ru, автор: Garakta-Studio.
«Кто лучше – тот, кто заложил фундамент своего здания на страхе перед Аллахом и поиске Его довольства или тот, кто заложил фундамент своего здания на краю пропасти, и оно готово рухнуть (с обрыва) вместе с ним (своим строителем) в огонь Ада?» (ат-Тауба, 109).
В терминологии шариата термин таква (богобоязненность) имеет особое и общее значение. В общем смысле термин таква (богобоязненность) означает остерегаться и избегать всего того, что может нанести вред вечной жизни человека.
Богобоязненность может как увеличиваться, так и уменьшаться. Наименьшей степенью богобоязненности является избегание многобожия (ширка). Наивысшей же степенью богобоязненности является отказ от всего, что отдаляет человека от Аллаха Всевышнего, и обращение к Нему всем своим существом. Это и есть истинная богобоязненность, которая подразумевается в следующих словах Аллаха Всевышнего:
«О верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться» (Али Имран, 102).
В особом смысле, который и подразумевается шариатом, термин таква имеет следующее значение: остерегаться совершения любого действия, влекущего за собой наказание. По единодушному мнению в данном случае в первую очередь подразумевается отказ от совершения больших грехов.
Фото: elements.envato.com/r, автор: Rawpixel.
Что же касается избегания малых грехов (для того, чтобы считаться богобоязненным человеком), то некоторые говорили, что это не является необходимостью. Так как муфассиры толковали слово «кабаир» упоминаемое в аятах, как разновидности ширка. Таким образом неизвестно впадает ли в куфр (неверие) тот, кто совершит большой грех. По мнению ахлю-сунна даже если человек будет избегать совершения больших грехов, он может быть подвергнут наказанию за малые грехи.
Для того, чтобы достичь богобоязненности следует отказываться от запретного и греховного, совершать как можно больше благодеяний, упорстсвовать в поклонении. Оставление вмененных в обязанность актов поклонения приводит к наказанию.
Злодеяния совершаются либо какой-то определенной частью тела, либо нет. Восемь частей тела способны совершать злодеяния. Этими частями тела являются: сердце, уши, глаза, язык, руки, живот, половой орган и ноги. Поэтому человек стремящийся к богобоязненности, обязан защищать каждую из этих частей тела от совершения греха, чтобы это стало его привычкой, и чтобы он смог занять место в числе богобоязненных.
По книге имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»