Фото: Aleksandr Ozerov/ shutterstock.com 
В чём смысл того, что Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает, и вводит в заблуждение, кого пожелает? Как это соотносится с вопросами воли человека и его испытания?
Наставление на прямой путь (хидаят) означает «показывать путь, указывать правильное направление, подводить к истине». Как термин, это означает, что «Аллах указывает людям правильный путь, посылая пророков и Писания, и ведёт их по этому пути».
То, что Аллах сотворил людей с натурой, склонной к прямому пути, и наделил их разумом, способным принять и понять руководство (через пророков и откровение), когда оно им будет ниспослано, — это ещё одна форма наставления Аллахом на прямой путь. Такая форма наставления является общей для всех людей.
Садака пятницы: подарим Аслану и Софии счастливое будущее
Призыв к следованию прямым путём направлен к каждому. Но некоторые его слышат, а другие — нет. «Кто следует прямым путём, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе».
Заблуждение (далалат) означает «отклониться от пути, сойти с правильного пути, заблудиться». Как религиозный термин, заблуждение противоположно понятию следования прямому пути и означает осознанное или неосознанное, полное или частичное отклонение от истинного пути.
Призыв к прямому пути — это обращение, направленное ко всем людям. Тем, кто утвердительно отвечает на этот призыв, Аллах помогает преуспеть на пути к истине. Он наставляет их на прямой путь в соответствии с их волей. Не может быть и речи о том, чтобы Аллах без воли раба наставлял его на прямой путь, то есть создавал для него этот путь.
Фото: Maryam73/ shutterstock.com 
Аллах не сотворил Своих рабов изначально верующими или неверующими. Сам человек делает выбор в пользу веры или неверия. Вера, то есть наставление на путь истинный, даруется рабу в соответствии с его волей. В противном случае, не было бы смысла возлагать на человека ответственность.
Независимо от того, в какую эпоху и в какой стране живёт человек, какими бы ни были его раса, вера и образ мышления, поскольку он является рабом, созданным Всевышним, Аллах испытывает его разнообразными средствами и возможностями, о которых мы знаем или не знаем. Он проходит испытание, чтобы достичь справедливости и истины и найти прямой путь. Ему будут показаны пути к истине посредством пророков, Писаний и тех, кто обладает знанием Писания. Или же человеку будут даны трудности, превосходящие его силы, что поможет ему осознать как собственную беспомощность, так и беспомощность других созданий. В глубине сердца человек почувствует, что только Аллах может спасти его от этих трудностей. Таким образом, Аллах напрямую даёт почувствовать сердцу Своего раба Своё существование.
Испытания в жизни верующего: наказание или милость Аллаха?
В результате всего этого, если человек обратится к вере, он будет наставлен Аллахом на прямой путь. Если же он продолжит свою жизнь без веры, не двигаясь в направлении её признания, он не вступит на прямой путь. Таким образом, неверующие люди сами упорно отвергают все виды знаний и знамений — как внутренних, так и внешних, — которые могли бы привести их к вере. Они не ценят возможности и шансы, которые у них есть, чтобы обратиться к вере, и становится практически невозможно показать им истину. То есть они сами выбрали свой путь. В результате этого выбора порождается неверие.
Действие заблуждения создаётся Аллахом, тогда как рабу предоставляется выбор заблуждения по своей воле. Следовательно, то, что Аллах «желает» заблуждения для раба, на самом деле является метафорическим выражением. Это означает, что Аллах оставляет человека на пути заблуждения, который он сам для себя избрал.
Фото: Zurijeta/ shutterstock.com 
Поэтому то, что Аллах ведёт кого пожелает к заблуждению, а кого пожелает — наставляет на истинный путь, в первую очередь следует за выбором самого раба: благого либо пагубного пути. Если бы это было не так, и Аллах по Своему желанию единолично решал, какой раб будет в заблуждении, а какой — на верном пути, то не было бы смысла ниспосылать посланников и Писания. И не было бы смысла посланникам призывать людей следовать истине.
Фактически, наставление Аллахом на истинный путь заключается в том, чтобы дать Своему рабу, добровольно избравшему путь добра, полюбить этот путь и открыть его сердце для ислама. А то, что Аллах «вводит в заблуждение» того, кто по собственному желанию выбирает путь зла и неверия, является вопросом справедливости. Понятно, что Аллах не заставит такого человека идти по прямому пути и насильно не дарует веру его сердцу.
На основе издания "Почему я верю?"