Богобоязненность, благонравие и праведные дела – это то, что не может существовать друг без друга. Если мы обратим внимание на аяты Корана, то увидим, что вслед за велением уверовать следует веление совершать благодеяния.
Иногда несколько слов могут вобрать в себя всю суть религии, как, например, эти три слова. И это верно не только относительно аятов Корана. Если в русском языке есть пословица «краткость – сестра таланта», то в исламе существует понятие «джавамигуль-калим», которое применяется относительно коротких высказываний, вбирающих в себя глубокий смысл.
Читайте также: Достоверен ли хадис «опасайся зла того, кому ты сделал благое»?
В хадисе говорится: «Передают со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу Абд ар-Рахмана Му'аза бин Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».
Этот благословенный хадис передается в сборнике имама Тирмизи. Он является одним из хадисов, которые называют «джавамигуль-калим». Под названием джавамигуль-калим собраны те высказывания Пророка, которые коротки, но обладают очень широким, глубоким значением.
Не зря про посланника Аллаха ﷺ было сказано, что одной из его отличительных черт является джавамигуль-калим: умение многое разъяснять кратко. В одном хадисе он говорит про себя: «Я был ниспослан с чертой джавамигуль-калим».
Следовательно, посланник Аллаха ﷺ умел выражать коротко и ясно очень глубокие по значению мысли. Об этом сообщается в целом ряде хадисов. Это его особенность, которая выделяла Пророка ﷺ среди остальных людей.
И данный хадис тому пример – краткий, но емкий. И в нем говорится о богобоязненности: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был». Мы должны бояться нашего Господа, равно как и уважать Его.
365 слов из Корана: «мустад‘аф» - مُسْتَضْعَف
Существуют разные версии этого хадиса. На первый взгляд, эти наставления и рекомендации, казалось бы, адресованы двоим сподвижникам – Абу Зарру и Му‘азу ибн Джабалю. Например, в одной из версий хадиса говорится следующее. Посланник Аллаха ﷺ отправил Абу Зарра к одному из племен, чтобы он распространил среди них ислам, обучил их религии, разъяснил им ряд вопросов, собрал с них закят и какое-то время руководил ими. В то время ислам распространяли именно так, посылая к племенам знающих сподвижников, чтобы те решали вопросы на месте.
Перед тем, как отправиться в путь, Абу Зарр обратился к Пророку ﷺ, чтобы тот дал ему совет, наставил его. Посланник Аллаха ﷺ велел ему следующее: «Распространяй приветствие, корми других, стыдись Аллаха не меньше, чем ты стыдишься старейшин племени. Вслед за дурным делом немедленно соверши благое. И улучшай свой нрав насколько у тебя хватит сил».
Как мы видим, в хадисе дано короткое наставление, в котором заложен глубокий смысл, применимый почти во всех делах, касаемых религии.
Гульназ Ситдикова