Намерение лучше действия?

В любом деле необходимо намерение (ният). Без нията нет дела. Ният нужно делать лишь ради довольства Аллаха. Необходимым условием в намерениях является искренность (ихлас).

Наш Пророк ﷺ говорил: «Аллах благоволил: «Ихлас – это одна из Моих тайн. Я помещу его в сердце Моего любимого раба». Суть ихласа заключается в отказе от всего показного («Хадаик»).

Наш Пророк ﷺ говорил: «Аллах оценивает слова человека по его делам, слова и дела – по намерениям» («Шарх аль-Хатиб»).

Таяммум: как не испортить свой намаз
Сегодня в век практически повсеместного прогресса омовение, то есть ритуальное очищение без использования воды, кажется уже чем-то из рода вон выходящим. Однако, не все так радужно, как может показаться на первый взгляд...
31.08.2022
5156

В другом хадисе сказано: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям. Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести» («Сунан» Ибн Маджа, 4227; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 169).

‘Ибадаты (поклонения) оцениваются по намерениям. Каким был у человека ният, то он и получит в ответ. Если он хотел обрести нечто для земной жизни, то и получит то, что пригодится в мирской жизни. Тот, у кого был ният обрести довольство Аллаха и блага в ахирате, и вознаграждение, получит соответствующее.

Во всех своих делах человек должен иметь намерение обрести довольство Аллаха, принести людям добро и быть на прямом пути. Намерения должны быть искренними и честными. Намерение му’мина без последовавшего за ним дела более предпочтительно, чем его дела, совершенные без намерения (Ибн ‘Адий, «аль-Камиль», 2/308).

Читайте также: Что делать, чтобы Аллах был мной доволен?

К делам может быть примешана показуха, однако в намерениях не должно быть ничего показного и недоброго. Если будет совершено какое-то дело с добрым, искренним намерением, то с точки зрения достоинства это намерение будет цениться выше самого действия. Деяние – это тело, а ният – это душа этого тела. Верующий человек не может получить саваб за поступки без благого намерения.

Наш Пророк ﷺ сказал: «У кого нет нията, тому нет и саваба».

Превосходство намерения над поступком связано с тем, что у каждого поступка может быть несколько намерений. А мера вознаграждения за поступок целиком зависит от намерения. К примеру, мусульманин сидит в мечети, и это одно его действие. Но с этим действием у него могут быть связаны одновременно несколько разных намерений: вхождение в и‘тикяф, ожидание начала намаза, желание отвлечься от мирских забот, чтение Корана, удержание своих ушей, глаз и языка от греховных занятий, очищение сердца от пустых желаний, занятие поминанием Аллаха.

По мнению некоторых, превосходство нията от ‘амаля (действия) проявляется еще и в том, что человек, не имеющий ни сил, ни средств для совершения добрых дел, может заслужить саваб одним лишь намерением. Человек, не владея рабом, может захотеть освободить раба ради довольства Аллаха. Или же, не имея денег, он может захотеть раздать нищим садака.
Благодаря этим ниятам, он заслужит воздаяние.

Повествуется, что во времена почтенного ‘Умара (р.а) один из бедных сахабов вознамерился построить мост. Один иудей опередил его и построил этот мост. Когда вести об этом дошли до сахаба, который намеривался строить тот мост, он сильно расстроился. И тогда хазрати ‘Умар (р.а.) успокоил его, сказав: «Намерение му’мина лучше, чем его действие». В намерении верующего гораздо больше благого, чем в благом поступке неверующего.

Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама

Социальные комментарии Cackle