"На вершине горы Мина тот душою чистый пожелал в жертву сына своего принести..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 52. Разъяснение того, что Халиль (пророк Ибрахим – прим. ред.) (мир ему!) известен [своей] щедростью
В щедрости и жертвовании подобных Халилю
Мало появлялось на этом пути Великого.
Из любви чистой к Великому [Господу]
Весьма щедрым был тот Друг Истинного (Хак), словно вода.
Никогда в одиночку не ел он [ни] куска.
Тот Халиль (пророк Ибрахим – прим. ред.) душою чистый по этому пути шел.
На пути Истинного (Хак) среди пророков
Не было подобного Халилю Аллаха в щедрости.
Основание Каабы осталось от него.
Скакуна духовного усердия к этому смыслу он гнал.
Открытие дверей и накрытие стола от него [пошло].
Это величие и царствие благодаря тому милолицему было завоевано.
На вершине горы Мина тот душою чистый
Пожелал в жертву сына своего принести, [так и] знай!
Подобного Халилю (пророку Ибрахиму – прим. ред.) в щедрости и жертвовании,
Лучше него никогда никто не появлялся на свет, клянусь Аллахом!
Пророки многие от него произошли,
О щедрости его рассказали.
Посему, поразительное совершенство его заключалось в щедрости.
В самости его щедрость существовала.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Многоженство и справедливость
В наши дни множество людей, которые считают себя праведными, задумывается о второй жене, хотя они толком не могут обеспечить первую и не смогут быть справедливыми в отношениях с женами.
-
Лев Аллаха Хамза (радыйАллаху анху)
Один из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Хазрати Хамза ибн Абд аль-Мутталиб (радыйАллаху анху) состоит в близких родственных отношениях с отцом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он старше Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Оба они являются молочными братьями вскормленными, женщиной по имени Сувайбат.
-
Сунна поведения в мечети
1. Вход правой и выход левой ногой.
2. Ду'а при входе. Ду'а при выходе.
3. Два рака'ата нафиль намаза (приветствия мечети), кроме времени макрух (нерекомендуемого).
4. Соблюдение чистоты в мечети.
5. В мечети не должно быть плохих запахов.
-
Большие грехи: громкое оплакивание умершего
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«У человека есть две черты характера, которые присущи неверным: оскорблять предков и громко оплакивать умерших» .
В другом хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится так:
«Если женщина, громко оплакивающая умершего, не покается до смерти, она будет воскрешена в Судный день в одежде из дёгтя и рубахе (вызывающей) чесотку».
-
Можно ли находясь в состоянии большого ритуального осквернения (джанаба) стричь волосы, бороду или ногти?
По мнению алимов стрижка волос, ногтей, усов и бороды в состоянии ритуального осквернения (джанаба) является...
-
Исламская линия доверия: 6 этапов избавления от прелюбодеяния
«Ассалям Алайкум, братья! Здравствуйте, дорогие! Мне даже стыдно спросить о некоторых поступках, которые я творю уже долго. Я стараюсь читать намаз и помогать людям и стараюсь делать все что родители говорят мне, но я не могу избавится от зина. Хочу бросить это, но опять совершаю снова, и так раз за разом. Родители говорят "женись", но я никому не верю. Мне уже 24 года, я уже не могу жить так и портить свой намаз. Что делать помогите пожалуйста?!»
-
Какой вопрос в Судный день будет самым тяжелым?
Каждый человек несет ответственность за исполнение и соблюдение повелений Аллаха, по мере своих возможностей. Ибо как сказал Всевышний Священном Коране, Он не возлагает ни на кого непомерной ноши...
-
Исламская линия доверия: "Я не хочу быть мусульманкой"
Не хочу чувствовать себя мусульманкой. Про сабр тоже слышать нет желания. Изучать, как раньше, Ислам - тоже. Вот думаю, может это не испытание, может мне просто не надо принимать Ислам и жить по Сунне?