«Неужели вы (о, верующие) думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников (пророков и верующих из прежних общин)? На них обрушивались нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» (И им был дан ответ, что) поистине, помощь Аллаха близка» (Бакара, 214).
Данный аят был ниспослан в один из самых тяжелых дней Битвы у рва, которая стала очень тяжелым испытанием для посланника Аллаха ﷺ и всех мусульман, в тот момент, когда «...взоры замерли, сердца достигли горла...» (Аль-Ахзаб, 10), так как мусульмане находились в осаде многобожников (Табери, Джамиуль-Байан, 2/198-199). То же самое передавал Судди от своих шейхов. И то же самое говорил Катада.
В риваяте, переданном от Мукатиля, сообщается, что Абдуллах ибн Убай и другие мунафики стали говорить мусульманам: «Если бы Мухаммад был истинным пророком, то вас не постигла бы эта бойня. До каких пор вы будете следовать за ложными надеждами и позволять убивать себя?».
Мусульмане же в ответ сказали ему: «Наши умершие в Раю». Тогда мунафики сказали: «Ваши надежды иллюзорны и обманчивы». Тогда и был ниспослан этот аят.
Исходя из этого риваята, данный аят должен был быть ниспослан во время битвы при Ухуде [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/231-232; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 6/19].
«Тебя (о, Мухаммад) спрашивают, что расходовать. Ответь: «Все, что вы отдаете из благого – родителям, родственникам, сиротам, нищим и путникам. Что бы вы ни сделали хорошего, Аллах знает об этом» (Бакара, 215).
В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, верующие спросили у посланника Аллаха ﷺ, на что им расходовать и кому раздавать имеющиеся у них средства.
В качестве ответа на этот вопрос и был ниспослан данный аят. По словам Судди, в день ниспослания этого аята, выплаты закята еще не существовало, и данный аят не устанавливает обязанность выплаты закята. В дальнейшем этот аят был отменен аятом, вменившим в обязанность выплату закята (Табери, Джамиуль-Байан, 2/200).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается: «Амр ибн Джамух, являвшийся одним из ансаров, был очень богатым пожилым человеком. Однажды он спросил у посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Что мне расходовать из своего имущества и кому раздавать его?». И тогда был ниспослан данный аят. Амр ибнуль-Джамух пал шахидом в битве при Ухуде (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 4/206-208).
В соответствии с риваятом, который передал Ата от Ибн Аббаса, однажды один человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! У меня есть один динар, что мне с ним делать?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Потрать его на себя». Тогда этот человека сказал: «У меня есть два динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать оба динара на свою семью». Тогда человек сказал: «У меня есть три динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать на своего слугу».
Человек сказал: «У меня есть четыре динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать их на своих родителей». Человек сказал: «У меня есть пять динаров». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда потрать их на своих родственников». Тогда человек сказал: «У меня есть шесть динаров». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда потрать их на пути Аллаха» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/105].